Новости

28.05.2010 00:30
Рубрика: В мире

Кому сидеть за престижной партой

Корреспонденты "Российской газеты" выяснили, чем живут школьники в разных странах

В то время как в российских школах ученики уже думают о том, чем они займутся на каникулах, в Южной Корее учебный год только входит в свою самую активную фазу.

Первое сентября в Стране утренней свежести приходится на начало марта. Именно тогда отдохнувшие во время зимних каникул дети отправляются в школы, чтобы занять свое место за партой.

Система среднего образования в Южной Корее состоит из трех ступеней: начальная, средняя и высшая школы. Каждая из них представляет собой отдельный институт знаний, абсолютно не связанный со школами следующей ступени. Поэтому в Корее невозможно окончить школу с ребятами, с которыми вы пошли в первый класс. Каждая школа - это новый этап жизни, новые учителя, новые одноклассники.

С другой стороны, большое значение имеет, какую школу окончил кореец. Престижность настолько важна, что родители даже переезжают в другой район города только для того, чтобы их дитя училось в хорошем учебном заведении. При этом совсем не важно, государственная школа или частная. История учебного заведения, преподавательский состав и даже чьи дети там учатся - вот критерии, по которым родители определяют место учебы для своего ребенка.

Естественно, хорошее образование недешево. Родителям, отправившим детей в частную школу, придется платить примерно тысячу долларов в месяц. В государственных школах нужно оплатить только годовой взнос, который варьируется в пределах от нескольких сотен долларов до тысячи. Но и попасть в хорошую государственную школу труднее. Конкурс может составлять десятки человек на место.

Интересна статистика частных и государственных учебных заведений. Например, если среди начальных школ доля частных составляет чуть более одного процента, то среди средних и высших - уже 21 и 43 процента соответственно. Объясняется такая ситуация довольно просто: корейское правительство уделяет большое внимание именно начальному этапу образования, когда ребятишки из детских садов приходят в школы, где закладываются основы их дальнейшего развития.

Каждая школа независимо от ее статуса обязана соблюдать требования единой образовательной программы, поэтому и процесс обучения во всех школах в чем-то схож. Родной язык, история, математика, наука и английский язык - это основа учебной программы. Кстати, изучение английского языка в последние годы стало настолько популярным в Корее, что правительство в этом году даже объявило набор носителей этого языка для преподавания по всей стране. Предполагается пригласить несколько тысяч таких преподавателей. Сами же школы отличаются друг от друга только оснащенностью современными техническими средствами и уровнем подготовки преподавателей.

Между тем

Школьные учителя занимают в корейском обществе особое место. Эта профессия весьма авторитетна, так что получить место школьного или институтского преподавателя непросто. Важно и то, что учителя неплохо зарабатывают в школе, например, от двух с половиной тысяч долларов и выше.

Школьные консерваторы

Текст: Анна Розэ

Школы в Германии - вещь сложная. В последние 30 лет основные копья во время избирательных кампаний ломаются при обсуждении реформы образовательной системы.

Одной государственной школы с большой буквы в ФРГ не существует. Уже в начальной школе есть различие между обыкновенной шестиклассной и так называемой быстроходной, которую особо способные дети пробегают за четыре года. Преимущество такой школы - сокращение общего времени обучения на один год.

Максимальное время обучения в немецких школах - 12 лет. Однако и оно зависит от типа заведения. Всего в Германии два типа начальных государственных школ - для нормальных малышей и для детей с отставанием в развитии. Дальше ребята и их родители могут выбирать в зависимости от способностей и наклонностей детей из восьми типов дневных государственных школ. Для тех, кто не собирается хватать звезд с неба, достаточно и обыкновенной основной школы, с аттестатом которой можно поступать в университет. В 2008 году таких школ в Германии было 4283. Однако более рафинированные родители отдают своих детей в гимназии - их по всей Германии чуть больше трех тысяч.

Количество всех государственных школ за последние пять лет уменьшилось более чем на две с половиной тысячи. Как рассказали "РГ" в минобразования Германии, это связано с падением рождаемости и общим уменьшением количества детей школьного возраста. Однако число вечерних школ и гимназий осталось стабильным.

Популярны ли в Германии част ные школы? Скорее нет, чем да. Их всего около девяти процентов от общего числа. Как рассказал "РГ" представитель Союза частных школ Флориан Бекер, в Германии есть два типа частных школ: "эрзац-школы" и "дополнительные школы". Первые на 75 процентов финансируются государством и предлагают программы обыкновенных государственных школ. Вторые могут делать с детьми что угодно и даже оценки не ставить, но при этом их аттестат не признается государством. Для того чтобы получить нормальное юридически полноценное свидетельство об окончании школы, ребятам придется сдавать экзамены в государственном экзаменационном ведомстве. Но таких школ - всего ничего.

Правда, за последние пять лет почти на треть увеличилось количество начальных частных школ и на четверть прибавилось частных гимназий. Не в последнюю очередь толчком к этому послужило международное исследование школ, организованное ОЭСР. Его результаты были просто шоком для Германии - страна оказалась в середнячках. В результате, как грибы после дождя, стали расти частные школы ради удовлетворения более изощренных потребностей родителей.

Однако говорить о буме частного образования нельзя: общее соотношение частных и государственных школ остается стабильным. Почему? С одной стороны, родители немецких детишек консервативны и вполне довольны образованием, которое предлагает государство. По словам г-на Бекера, родители отдают детей в частные школы в основном потому, что там предлагается больше дополнительных занятий, кружков по интересам и продленные группы. Кроме того, в частных школах лучше снабжение учебным материалом, меньше классы, так что учителя могут индивидуально заниматься с детьми и уделять каждому ребенку и родителям больше времени. А школьные программы частных и государственных школ не различаются.

Иностранцы в цене

Конституция Китайской Народной Республики гарантирует всем гражданам страны право на образование. Да и постоянные заявления властей о необходимости ликвидации безграмотности, особенно в провинции, наталкивают на мысль о том, что с образованием в Китае дела обстоят как нельзя лучше.

Однако есть одно весьма существенное "но": народу очень много, а учителей, школ, вузов не хватает.

В крупных городах ситуация несколько иная. Например, в Пекине школы на любой вкус - от самых простых до элитных, куда даже за любые деньги не попасть. Но это скорее учебные заведения для отпрысков самых высокопоставленных деятелей.

Основная же масса жителей столицы предпочитает отдавать детей в государственные школы. При этом, несмотря на гарантии бесплатного обучения, родителям каждый год приходится оказывать учебному заведению различную спонсорскую помощь. Минимальный размер составляет 700-800 долларов в год. Качество обучения, как признаются многие, оставляет желать лучшего. Поэтому зачастую приходится нанимать педагогов из этих же школ, которые будут заниматься с детьми частным образом. Обычно такие дополнительные занятия обходятся примерно в 300 долларов в месяц. Важно отметить, что такая такса устанавливается, только если ребенок имеет столичную прописку. А если он иногородний, то, во-первых, не факт, что может попасть в такую школу, а, во-вторых, расходы вырастут как минимум в два раза.

Но в последние годы, в частности, в Пекине особую популярность приобретают международные школы. И хотя они имеют статус государственных учебных заведений, качество образования и набор дополнительных услуг там безусловно выше. Если начальная школа подразумевает единый подход ко всем учащимся, то уже в средних классах делается упор на специализированное образование. Например, если ученик выбирает гуманитарное направление, то в его расписании значится больше соответствующих дисциплин. При этом о частных уроках речь не идет, поскольку занятия продолжаются до вечера.

К услугам учащихся школьные автобусы, которые развозят детей по домам. Можно выбрать обучение с полным пансионом, когда ребенок живет в школе, а домой отправляется на выходные. В подобных школах часть занятий ведется на иностранных языках, в основном на английском, немецком или французском. Но и плата за учебу немалая: ежегодно не менее 4500 долларов. Зачастую в эту сумму не входят расходы ни на питание, ни на транспорт, ни на проживание.

Кузница кадров нации

Если уж чем гордятся французы, так это своей системой образования, и в первую очередь школьного.

Она складывалась в течение веков, а после Великой французской революции рассматривалась ими не только в качестве главного инструмента, с помощью которого формируется, выковывается нация, но и как механизм воплощения в жизнь ее лозунга - "Свобода, равенство и братство". Причем акцент делается на свободе, которую дают знания, и равенстве: школа открыта для всех и обязана предоставлять детям в целом одинаковые шансы реализовывать жизненные планы независимо от их происхождения и материального статуса родителей.

Отсюда и первостепенное внимание, а соответственно, и огромные средства, выделяемые на школьные нужды. Достаточно сказать, что бюджет среднего образования - самая большая статья госрасходов. Она составила в этом году 60,8 миллиарда евро, что почти в два раза больше сумм, выделенных министерству обороны.

Подавляющее число начальных и средних школ здесь - государственные. Их более 80 процентов. Остальные - частные. Однако школьные программы разрабатываются централизованно и обязательны для всех. Более того, зар плата учителей как в государственных школах, так и в частных, поступает из кассы министерства образования. В среднем в начале карьеры французские учителя получают "чистыми", то есть без учета налоговых отчислений, от 1350 до 1500 евро. Эта сумма возрастает до двух тысяч при стаже в 10 лет, а после 20 лет преподавания можно рассчитывать на зарплату в две с половиной тысячи. Это не говоря уже о том, что учителя имеют ежегодный оплачиваемый отпуск в четыре месяца, который, как не трудно догадаться, совпадает со школьными каникулами.

По большому счету разительной разницы между государственными и частными школами нет, если говорить об уровне преподавания и оснащенности школ. То же самое можно сказать, допустим, о качестве питания: как в тех, так и в других, оно зависит от правильного подбора поваров, а не от ассигнаций - они примерно одинаковы. Идентичная ситуация с компьютерами, библиотеками и пр.

Надо сказать, что во Франции немало государственных школ, особенно лицеев, то есть завершающего звена среднего образования, таких, как лицей Пастера в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен или Генриха IV в Париже, которые на голову превосходят самые "крутые" частные. Так в чем же отличие и зачем тогда вообще существуют частные школы, за которые к тому же надо платить (правда, не "бешеные" деньги - в пределах полутора тысяч евро в год)?

Этот вопрос я задал одному парижскому приятелю, у которого двое детей посещают школы: сын - частную, дочь - государственную. Его ответ сводился вот к чему. Если уровень преподавания в обеих школах был примерно одинаковый, то в частной, куда он отправил Вансена, отрока непоседливого, более строгая дисциплина, да и подход к воспитанию, как считает мой знакомый, более гибкий, более индивидуальный. Для усидчивой старшей дочери Катрин все это, по его словам, не нужно. Она прекрасно справляется с учебой и без повышенного контроля.

Некоторые родители, особенно из религиозных семей, отдают предпочтение частным заведениям по той причине, что там преподают Закон Божий. Правда, там он - предмет не обязательный, а факультативный. Так что в частные школы дорога ни для кого не заказана.

Другая знакомая привела свой резон, почему отдала сына в частную школу. По ее словам, туда по вполне понятным причинам не попадают ребятишки из проблемных эмигрантских семей. Поэтому в стенах частного заведения ее сын может нормально учиться, да и с хулиганьем меньше сталкивается.

В каждом классе портрет Ататюрка

Современная турецкая школа практически ровесница Турецкой Республики. Она была создана под личным руководством Мустафы Кемаля Ататюрка в 1924 году одновременно с революционным переходом на латинский алфавит.

В те годы страна переживала радикальные изменения, которые коснулись и системы образования. Религиозные школы при мечетях были полностью упразднены, вместо них были созданы государственные светские.

С тех пор многое изменилось, в современной Турции появилось множество частных школ, иностранных лицеев, однако государственные школы с обязательным портретом Ататюрка в каждом классе продолжают оставаться основным источником образования для местных детей.

Количество частных школ сейчас пока невелико. Сегодня процентное соотношение государственных и коммерческих школ в Турции составляет 95 к 5. Однако, как сообщил "РГ" директор одной из государственных школ в центре Стамбула, буквально за последние два-три года доля част ных школ резко увеличилась и скоро перешагнет уровень 10 процентов. И это несмотря на то, что ежемесячная плата за обучение в такой школе составляет 500-600 долларов, что даже по стамбульским меркам доступно далеко не всем родителям.

Государственные альма-матер доступны всем. В большинстве из них ребятам бесплатно предоставляются учебники и питание. Конечно, количество учеников в классе, как правило, приближается к 40, тогда как в частных школах их не более 12-15. Сегодня многие платные школы Стамбула привлекают детей не только бассейнами и футбольными полями, но и учителями иностранных языков из США и Европы. Однако в Турции тем не менее распространено мнение о том, что государственные школы все же лучше готовят детей к вступительным экзаменам в местные вузы.

Стоит отметить и зарплату местных учителей. Так, преподаватель государственной школы со стажем и средней нагрузкой получает около 1000-1200 долларов в месяц, в то время как его коллега в частном лицее - около полутора тысяч долларов.

Чадо пройдет тест на IQ

Подавляющее число школ в США, около 94 процентов, являются государственными - финансируются из федерального бюджета или бюджетов отдельных штатов. Остальные шесть процентов - частные школы, за обучение в которых платят родители. Причем около половины американских частных школ имеют религиозный, чаще всего католический уклон.

Около 85 процентов всех детей в США посещают государственные, или, как их называют в Америке, публичные школы. Садятся за индивидуальную парту дети с 6 лет, однако для желающих посещение школы возможно и с 5 лет. В таком случае в "нулевом" классе, который не является обязательным, "юные дарования" обучаются общению и готовятся к начальной школе. С этого времени посещение уроков является обязательным, а сама начальная школа в зависимости от программы обучения, различающейся в разных штатах, длится до 5-го или 6-го класса. Примечательно, что в ходе образовательного процесса интеллектуальные способности школяров тестируют и разделяют на условные группы: нормальные, способные и одаренные и соответственно распределяются по классам в соответствии со своими возможностями к познанию. Средняя школа длится три года и заканчивается восьмым классом, а высшая - длится с 9-го по 12-й класс. В числе обязательных предметов - химия, физика, биология, математика, литература, история. Много времени американские подростки проводят на открытом воздухе, занимаясь физкультурой. Благо этому способствуют развитая спортивная инфраструктура школ.

Впрочем, и в американских школах в образовательном плане (не говоря уже про безопасность) существуют серьезные проблемы: зачастую в них учатся дети из семей с небольшими доходами, поэтому средний уровень знаний учеников низок. Кроме того, выбор факультативных предметов в них относительно невелик, а обязательные дисциплины преподаются в ограниченном объеме.

На этом фоне весьма контрастно смотрятся частные школы-пансионы, в которых, правда, учатся немногим более 5 процентов учеников. Примечательно, что частные школы имеют значительно более высокую репутацию и авторитет, однако влетают родителям в "копеечку". Год обучения в таком учебном заведении стоит примерно 30-35 тысяч долларов в год. Правда, за эти деньги "чадо" получает образование по высоким академическим стандартам, индивидуальное внимание со стороны весьма квалифицированных педагогов, отлично оснащенные классы, лаборатории и "продвинутый" досуг со школьными оркестрами, театрами и прочими развивающими личность занятиями.

Средняя зарплата учителя публичной школы в США варьируется в зависимости от штата и стоимости проживания в нем. Так, в Вашингтоне годовая получка педагога составляет 42-68 тысяч долларов и рассчитывается с учетом квалификации учителя. А, например, в глубинке, штате Южная Дакота, средняя зарплата находится на отметке 35 тысяч долларов в год. Начинающий же учитель здесь может рассчитывать не более чем на 25 тысяч "годовых".

Учителя, работающие в государственных школах, должны сдавать специальные экзамены, по результатам которых им предоставляется лицензия на право преподавания. Для учителей част ных школ это необязательно. Такие лицензии в основном "привязаны" к конкретным штатам и дают право на преподавание только в его границах. Однако при желании учитель также может получить и общенациональную лицензию, действующую на всей территории США, что соответствующим образом сказывается на его зарплате.

Всего в Америке, по данным Национального центра статистики образования, насчитывается около 3,5 миллиона школьных учителей. Из них 3,1 миллиона работают в государственных школах, а остальные - в частных.

В мире Восточная Азия Китай В мире Европа Германия В мире Европа Франция В мире США В мире Ближний Восток Турция
Добавьте RG.RU 
в избранные источники