Кампания по проведению досрочных президентских выборов, назначенных на 20 июня в связи с гибелью в авиакатастрофе под Смоленском Леха Качиньского, находится в самом разгаре.
Лидер профсоюза "Солидарность", первый президент Республики Польша после падения коммунистического правительства, Нобелевский лауреат Лех Валенса прокомментировал "РГ" политическую ситуацию в стране. И высказал прогнозы относительно избрания нового главы государства.
Российская газета: Удастся ли Польше в течение двух месяцев, предназначенных на президентскую кампанию, сформировать новую политическую элиту?
Лех Валенса: Это будет трудно. Однако, как говорится, лучшую или худшую элиту, но сформируем. По известным причинам избирательная кампания будет очень короткой. Но это не повлияет на ход выборов, поскольку политики, принимающие участие в президентской гонке, широко известны. Каждый избиратель имеет о них уже сложившееся мнение.
РГ: Кто, на ваш взгляд, станет основным претендентом на высший государственный пост?
Валенса: Я ставлю на Бронислава Коморовского. Его основной противник Ярослав Качиньский имеет свою собственную стратегию, но она сегодня не сообразуется со временем, в котором мы живем.
РГ: Ряд аналитиков прочат победу Коморовскому уже в первом туре. Как вы это прокомментируете?
Валенса: Я ему этого желаю.
РГ: Какова актуальная расстановка политических сил в Польше после трагедии с президентским самолетом?
Валенса: Это трагическое событие в целом смешало не только политический ландшафт, но и программы партий. Но, как я уже говорил, мы знаем основных претендентов на президентский пост и кого они представляют.
РГ: Что бы вы пожелали новому президенту Республики Польша?
Валенса: Чтобы он выбросил часы и много работал.
РГ: Как вы думаете, изменится ли после выборов отношение польских элит к России?
Валенса: Отношение должно измениться. Мы должны все больше осознавать, что Россия нужна не только нам, но Европе и миру. Несомненно, большая помощь российской стороны, оказанная в ходе расследования катастрофы президентского самолета, позволила улучшить двусторонние отношения. Думаю, что скоро они еще больше улучшатся. Мы меняем отношение к России.
РГ: Не считаете ли вы, что дело Катыни, отягчавшее долгое время отношения между Польшей и Россией, пора передать в архив для изучения историкам?
Валенса: Каждая сторона должна ясно выразить свою точку зрения. Надо окончательно прояснить ситуацию. При этом не следует думать о каких-то расчетах. В политическом отношении все нужно расчистить до конца.