01.06.2010 06:20
    Поделиться

    Вчера 956 тысяч выпускников сдавали экзамен по русскому языку

    Вчера 956 тысяч одиннадцатиклассников сдавали один из двух обязательных Единых госэкзаменов - по русскому языку. Второй, по математике, состоится через неделю.

    Напомним, уже прошел ЕГЭ по биологии, информатике и литературе. По данным Рособрнадзора, количество выпускников, которые решились на дополнительные экзамены в виде тестов, в этом году значительно выросло. К примеру, тех, кто уже сдал биологию, нынче было на 18 процентов больше, информатику - на 16, литературу - на 24. Возрос интерес к физике и химии: скажем, подавших заявление о сдаче ЕГЭ по химии стало больше сразу на 30 процентов! Все это говорит о том, что выпускники нацелены на получение высшего образования, в том числе технического.

    Несмотря на то что ЕГЭ появился в России девять лет назад, споры вокруг содержания тестов не утихают. Особенно много претензий звучит в адрес математики и русского языка. И критику, что приятно, чиновники Рособрнадзора слышат. Если в прежние годы в тестах по математике было три варианта заданий: А - суперлегкие задачки чуть ли не для шестиклассников, В - обычные и С - уровня олимпиад, то сейчас осталось всего два, скажем так, усредненных варианта, которые в то же время позволяют показать свое мастерство и одаренным ученикам.

    К русскому языку тоже есть вопросы. Самая спорная часть заданий - С, которая по сути заменила традиционное сочинение. Часть С должна, по замыслу составителей, демонстрировать творческие способности ученика, умение высказать свое отношение и отстоять свою точку зрения. Тема совсем не обязательно связана с литературным произведением. Иными словами, от ученика требуется написать эссе.

    - Третья часть экзаменационной работы не предполагает сочинения на свободную тему, - комментирует содержание части С председатель федеральной предметной комиссии по русскому языку Ирина Цыбулько.

    - Это сочинение по прочитанному тексту, проверяющее состояние практических речевых умений и навыков экзаменуемых. Оно дает представление о том, умеют ли выпускники школы аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования выпускника.

    Корреспондент "РГ" связался с одним из регионов, где ЕГЭ в штатном режиме идет уже девятый год - Новосибирской областью.

    - Наши ребята психологически хорошо подготовлены к тестам, - сказала представитель областного департамента образования, которая была на ЕГЭ в одной из школ. - А что касается части С, то она проверяет много компетенций, предлагается девять критериев, чтобы оценить умения выпускника. Темы для эссе были, к примеру, такие - "экология", "человек и общество". Я считаю, что не обязательно для этого писать пять или семь страниц текста. Двух вполне достаточно.

    От более откровенных оценок учителя воздерживаются. Ведь если педагог знает, какие задания были в экзаменационных листах, значит, он туда заглядывал. А зачем, спрашивается?

    Процедура экзамена предполагает, что ни учителя, которые проводят ЕГЭ, ни председатель пункта приема экзамена не должны знать содержание контрольно-измерительных материалов. Как только ученики сдали работы, они опечатываются и централизованно отправляются на проверку.

    В прошлом году 2336 выпускников стали по разным предметам "стобалльниками". В том числе по русскому языку.

    В 2010 году согласно новым правилам приема каждый абитуриент имеет право подать документы не более чем в пять вузов и не более чем на три специальности. Такое ограничение принято из-за небывалого наплыва абитуриентов в вузы, прежде всего - в столичные. В то же время некоторые региональные вузы с трудом обеспечили набор.

    Поэтому сейчас некоторые губернаторы пообещали лучшим выпускникам, набравшим на ЕГЭ высокие баллы, например, 225 на трех экзаменах, именные стипендии в местных вузах - до 5 тысяч рублей. В частности, такое решение уже принято в Пермском крае. Готовы рублем удерживать сильных абитуриентов в Кирове, Ульяновске.

    мнение

    Людмила Сараскина,

    ведущий научный сотрудник Государственного института языкознания РАН:

    - Я убеждена: нужны и сочинения, и изложения, и эссе. Надо обучать школьников разным способам письма. Можно кивать на то, что литература ХIХ века устарела, но, между прочим, в Царскосельском лицее воспитанников учили разным жанрам письменной речи. Человек должен уметь писать не только заявление о приеме на работу и выдаче кредита, а ЕГЭ по русскому языку формирует как раз эти навыки. Сторонники ЕГЭ говорят: тесты - хорошая форма контроля. А что контролировать? То, чему не научили?

    Игорь Милославский,

    профессор МГУ:

    - Задача образования - подготовить человека к тому, чтобы он умел понимать мысли другого, и не только грамотно, но ясно и четко высказывать свои мысли. Когда слышу, что надо вернуть сочинение - удивляюсь. Как же мои коллеги не понимают, что мир очень изменился? Давно продают сборники "100 лучших сочинений", в Интернете можно найти тысячи вариантов на любые темы. В этой ситуации отстаивать сочинение как форму контроля бессмысленно.

    Что еще в расписании ЕГЭ

    4 июня (пятница) - иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский), химия

    7 июня (понедельник) - математика

    11 июня (пятница) - история, физика

    15 июня (вторник) - обществознание, география.

    Поделиться