31.05.2010 23:13
    Поделиться

    Эксперты обсудили исследование "Развитие государственно-частного партнерства в регионах РФ"

    ГЧП нуждается в методологической и правовой базе

    В регионах толком не знают, что такое государственно-частное партнерство (ГЧП). Трактуют его по-разному и бизнес, и чиновники. Последние не ведают, как его развивать. И у банкиров о ГЧП свое мнение. Об этих и других проблемах шла речь на недавнем "круглом столе" в Институте современного развития (ИНСОР). Эксперты обсуждали исследование "Развитие государственно-частного партнерства в регионах РФ (на примере 18 субъектов ЦФО)", проведенное Центром развития ГЧП совместно с ИНСОР. И сделали ряд общих выводов о существующих барьерах для развития региональной инфраструктуры на основе ГЧП.

    Вопросы модернизации транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры актуальны не только для органов государственной власти, но и для чиновников на местах. Вряд ли в России найдется регион, в котором не было бы потребности восстанавливать и развивать дорожную сеть, объекты ЖКХ, углублять реки, развивать порты. Однако в каждом регионе обязательно пожалуются, загибая пальцы, на дефицит регионального бюджета, сокращение трансфертов из федерального бюджета, направляемых на реализацию тамошних инвестиционных проектов. И как следствие - бизнес воротит нос от районов, где нет дорог и население мечтает не о престижной денежной работе, а о элементарном тепле в зимнюю стужу.

    Что же делать? Где взять деньги? Ответ прост. Во всем мире поиск внебюджетного финансирования осуществляется на основе механизмов ГЧП. Как результат - развитая инфраструктура, инвесторы - в очередь, плановая реализация бизнес-проектов, а доход региональных бюджетов и собственно народа демонстрирует устойчивый рост.

    Как заметил председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев, модернизировать региональную инфраструктуру в современных условиях необходимо не за бюджетные деньги, а на основе объединения ресурсов государства и бизнеса в рамках ГЧП-проектов. Для этого требуется мобилизация всех участников - органов власти, частного бизнеса, банков и консультантов на базе региональных площадок, ГЧП-центров. Такие структуры решат главную проблему - координации действий участников инфраструктурных отраслей.

    Председатель правления ИНСОР Игорь Юргенс подчеркнул: одной из основных проблем ГЧП является то, что целые блоки законодательства не готовы к крупным инфраструктурным проектам по методу ГЧП. И посоветовал почитать недавно изданную институтом энциклопедию проектов, которые так или иначе проработаны частным или государственным сектором по всей территории России. От совместного строительства аэропортов на Дальнем Востоке до приватизации и достройки Находкинского порта. Платные дороги Москва - Санкт-Петербург, Москва - Дон, Москва - Берлин, М-9 от Вентспилса через Новую Ригу во Владивосток - все это там подробнейшим образом описано. Как строить, сколько стоит, какие тендеры объявлять, какие основные мировые игроки и частный отечественный сектор были бы готовы в этом участвовать.

    Далее Игорь Юргенс отметил, что в законе о концессиях видит большие дыры, в разделении между федеральными налогами и налогами в регионах также большие пробелы. Как разделить иногда ответственность, к примеру, по дороге из Москвы в Санкт-Петербург между инвестициями федералов и Тверской области - большая проблема. Что ни возьми - Налоговый ли кодекс, Лесной или Водный - везде множество вопросов. Все это приводит иностранных инвесторов к замешательству, они не могут отнести собранные документы о проектах в банк на аккредитование. Их просто не примут, так как они противоречат риск-менеджменту компании или того же банка. Но это трудности. Есть и плюсы - абсолютная поддержка ГЧП со стороны президента, премьера и всех губернаторов.

    Или модернизируемся и будем оставаться в двадцатке ведущих стран мира и сделаем гигантский шаг в области инфраструктуры, или будем отброшены назад, заключил Игорь Юргенс. А представленный доклад назвал не просто усилиями коллег, не просто интеллектуальным экзерсисом, а руководством к действию.

    Поделиться