31.05.2010 23:07
    Поделиться

    Юрий Хохлов: Традиционные каналы госуслуг ориентированы на взаимодействие граждан с властью

    К 1 июня по решению Госсовета все субъекты РФ должны принять свои планы мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства.

    На самом деле сегодняшний путь развития электронного правительства в России - это реализация традиционных электронных госуслуг. То, что делалось в доэлектронной форме - справки, регламенты, - сейчас оцифровывают и автоматизируют, но в большей своей части механизмы взаимодействия граждан и бизнеса с властью остаются прежними. Феномен последних лет заключается в использовании технологий Веб 2.0 - социальных сетей, блогов, семантического Веба и т.д. Почему этот подход стал сегодня так популярен? В том числе потому, что традиционные каналы электронных госуслуг ориентированы на взаимодействие граждан с властью "один на один", а с помощью социальных сетей контакт наиболее активной части в соотношении "многих с одним".

    Поручения президента Медведева по результатам видеообращений в блогах запустили механизм обратной связи власти с обществом, который работает более эффективно и оперативно, чем традиционное рассмотрение обращений. Наиболее ярким примером применения этих технологий в политике стала президентская кампания Барака Обамы и последующая инициатива Открытого правительства, направленная на раскрытие данных о деятельности власти для общественности. Всего за год, начав с предоставления доступа к 47 наборам правительственных данных, проект Data.gov обеспечил открытый доступ к более чем 250 тысячам наборов данных в машиночитаемой форме. Но главная инновация в другом - открытые данные позволили создать сотни прикладных программ и онлайновых сервисов для граждан.

    Так может ли Россия перепрыгнуть через нынешний этап (1.0) и начать опережающим образом реализовывать технологии электронного правительства 2.0? Сознаемся, уровень зрелости развития электронной администрации, бэк-офиса электронного правительства РФ, к сожалению, не таков, как в США. Отечественные госинформсистемы пока не дают возможность открытого доступа к таким данным. Но если уже сегодня при реализации проектов электронного правительства 1.0 учитывать в архитектуре будущие потребности и всюду реализовывать сервисы электронного правительства 2.0, можно избежать многих просчетов и ошибок, которые допустили страны-лидеры.

    Поделиться