В Москве прошел двухдневный музыкальный фестиваль TransMusicales и открылась Неделя французского кино в кинотеатре "Пионер" - одни из флагманских проектов Года Франции в России, наряду с выставкой Пикассо, гастролями "Comedie Francaise" и путешествием 15 французских писателей по нашей стране.
Двухдневный TransMusicales в последний момент сменил площадку проведения - должен был состояться на "Винзаводе", а прошел в недавно открывшемся комплексе "Арена-Moscow" на Ленинградском шоссе. Среди его хедлайнеров - Диззи Раскал - молодой лауреат Mercury Prize и Brit Awards, человек, которого, судя по различным опросам британцы прочат в первые черные британские премьер-министры, а также хотят видеть в роли первого черного Джеймса Бонда. А также Мэтью Херберт - композитор, писавшие заставки для российского Евровидения и презентации сочинской Олимпиады на церемонии закрытия ванкуверской и другие.
Неделя французского кино проходит с 30 мая по 6 июня в кинотеатре "Пионер". На открытие приехали два классика французского кинематографа - режиссеры Оливье Ассаяс и Клэр Симон.
Оливье Ассаяс, бывший критик знаменитого французского журнала о кино Cahiers du cinema и один из крупнейших современных режиссеров Франции в последний раз был в Москве 20 лет назад. Нынче он представил фильм "Летнее время". Этот фильм был снят при поддержке знаменитого Музея Орсэ, в котором происходят ключевые сюжетные сцены. Благодаря своей вдумчивой интонации и восточной созерцательности (а Ассаяс считается одним из главных специалистов по азиатскому кинематографу), этот фильм оказался очень востребованным на экранах по всему миру и особенно в Америке. Лос-анджелесские, нью-йоркские и бостонские кинокритики однозначно сошлись на том, что это лучшая зарубежная лента прошлого года.
- Да, этот фильм задумывался, как заказ, - сказал Оливье Ассаяс, - но я проникся темой и пропустил ее через себя. Еще и потому, что пережил утрату в дни, когда работал над картиной. Поэтому получилась автобиографичная работа о скорби, о потере близких. В ней есть ощущение траура по исчезающей культуре.
Показ в Москве сопровождает ретроспектива Ассаяса, такие фильмы, как "Ирма Веп", "Очищение" и документальная лента "Эльдорадо", посвященная хореографии.
Имя Клэр Симон известно российским киноманам по фильму "Жаркое лето", демонстрировавшемуся на фестивалях французского кино. Она входит в пул режиссеров, которым отдает предпочтение престижная каннская секция "Двухнедельник режиссеров", и преподает в престижной французской киношколе FEMIS. Клэр Симон представила на открытии фестиваля свою картину "Офис Бога".
- В сегодняшней России я увидела, что вопрос о равноправии мужчины и женщины стоит остро. Особенно в том, что касается работы, - сказала Клэр Симон. - И я вижу, что людям здесь нравятся фильмы о семейных ценностях.
Оба режиссера проведут на фестивале свои мастер-классы. Кроме того, запланированы показы новых фильмов, собравших награды критики и фестивалей по всему миру. Например, "Человеческий фактор" Николя Клотца - корпоративный триллер с Матье Амальриком в главной роли, рассказывающей о том, как память о Холокосте продолжает влиять на современную жизнь.
Для любителей классики на фестивале пройдет отдельная ретроспектива патриарха Новой волны Алена Рене.