31.05.2010 23:42
    Поделиться

    Рост деловой активности оживил офисный рынок Москвы

    Рынок офисной недвижимости столицы оживает на глазах. По данным Jones Lang LaSalle объем купленных и арендованных офисных площадей Москвы в I квартале 2010 года вырос почти вдвое по сравнению с I кварталом 2009-го - до 308,65 тыс. кв. м. В начале года на столичном рынке было заключено несколько крупных сделок, а максимальные базовые арендные ставки за первые три месяца повысились до уровня $800 за кв. м в год (+ 14% к IV кварталу 2009-го).

    Изменилась и структура рынка. "Объем офисных площадей, предлагаемых в субаренду, в начале прошлого года значительно вырос из-за кризиса. Арендаторы старались сократить свои издержки путем уменьшения размера арендуемой площади, предлагая часть помещений в субаренду. Однако в I квартале 2010 года из-за растущего спроса на рынке объем площадей, предлагаемых в субаренду, сократился на 14%, составив 53,9 тыс. кв. м, - объясняет Ольга Рыбакова, руководитель отдела аналитики рынка офисной и складской недвижимости Jones Lang LaSalle. - Последние годы девелоперы предпочитали иметь дело с крупными арендаторами, но во время кризиса они начали сдавать помещения более маленькими блоками. Пересмотр многими арендаторами своих планов по расширению и сдача части занимаемых помещений в субаренду также привели к уменьшению среднего размера сделок на рынке. Тем не менее из-за подписания нескольких крупных сделок в I квартале 2010 года средний размер вырос и составил 2,32 тыс. кв. м, что на 80% выше предыдущего квартала".

    Крупные сделки на рынке столичной офисной недвижимости, как отмечают эксперты компании Penny Lane Realty, заключают и иностранные игроки, активность которых в этом году заметно возросла. С января по апрель 2010 года было заключено 8 сделок с их участием. В этот же период 2009 года таких сделок было всего 3 (в выборку вошли только открытые сделки с площадями от 1 тыс. кв. м). В числе самых крупных сделок эксперты отмечают следующие: Deutsche Bank арендовал 7 тыс. кв. м офисных площадей в бизнес-центре (БЦ) NordStar Tower, Nokia-Siemens - более 5,5 тыс. кв. м в БЦ "Фабрика Станиславского", Avon - 4861 кв. м в БЦ "Фьюжн Парк", Volvo - 3,18 тыс. кв. м в БЦ "Кантри Парк". "Многие транснациональные корпорации уже оправились от кризиса и вновь действуют в соответствии со своими долгосрочными планами, - говорит Георгий Дзагуров, гендиректор Penny Lane Realty. - И именно сегодня компаниям выгодно сменить место дислокации".

    Что касается российских компаний, то в 2009 году с января по апрель с ними было заключено 10 сделок, в 2010 году - 6. Тот факт, что в 2009 году сделок с отечественными арендаторами было почти в два раза больше чем с иностранными, эксперты Penny Lane Realty объясняют активными переездами по причине оптимизации расходов: одни компании переселялись в помещения с аналогичными условиями, но меньшими ставками, другие переезжали в более просторные или наоборот, более скромные офисы. Сейчас для большинства игроков это уже не актуально.

    А вот скидки и преференции актуальны всегда и для всех. И в силу ужесточения конкуренции, по наблюдениям Ольги Рыбаковой, собственники все чаще предлагают арендаторам дополнительные стимулы при заключении договора (уменьшенная ставка аренды на первый год, больший срок арендных каникул), растет объем офисов, предлагаемых с отделкой.

    По данным компании Knight Frank, арендные ставки в I квартале демонстрировали слабую положительную динамику - в пределах 2-3%. В классе В рост среднего уровня ставок происходит в основном из-за ухода с рынка наиболее дешевых в своем классе площадей, а в классе А - из-за роста ставок в премиальном сегменте. Во II квартале, по прогнозам аналитиков компании, арендные ставки вырастут на 8-12% в годовом исчислении.

    Поделиться