01.06.2010 06:50
    Поделиться

    Судьба пенсионной реформы зависит от того, кто будет собственником накопленных денег

    Пенсионное обеспечение - "вечный вопрос" в диалоге между гражданами и властью, предпринимателями и профсоюзами. Несмотря на ряд законодательных мер, предпринятых в последнее время, существенное повышение размера пенсий, дискуссии вокруг "пенсионного вопроса" разворачиваются с новой силой.

    Так, по мнению представителей Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), пенсионная система все еще не стала страховой по своей сути, а поэтому не содержит стимулов к производительному труду. С одной стороны, должным образом не решен вопрос пенсионного страхования работников, чей доход превышает 415 тысяч рублей в год. При заработной плате в 50-90 тысяч рублей в месяц размер пенсии составляет всего 15, а то и 10 процентов ранее получаемого заработка. С другой стороны, пенсионная система ведет к росту финансовой нагрузки на бизнес. В 2011 году намечено повысить страховые платежи в Пенсионный фонд с 20 до 26 процентов от фонда заработной платы. Против этой меры предприниматели возражают. Другими словами: пенсии малы, но повышать страховые платежи нельзя. Как же быть в таком случае?

    Представители бизнеса предлагают, например, такое решение: государство должно отдать гражданам пенсионные долги - то, что заработано в советский период до 1991 года, а новый финансовый механизм пенсионного обеспечения организовать исключительно на страховой основе.

    Предложение заслуживает рассмотрения, тем более что его использовали многие страны, осуществившие пенсионные реформы, направив большую часть средств, полученных от приватизации государственной собственности, в свои пенсионные системы. Как известно, в России приватизация завершена, но в пенсионную систему эти средства не попали. В этой связи возникает вопрос: какова сумма долга? Оценки свидетельствуют, что это порядка 100 триллионов рублей, или два годовых ВВП страны. Поэтому вопрос отдачи государством долгов пенсионерам по данной схеме, мягко говоря, сверх оптимистичен.

    Что касается предложения РСПП по привлечению самих работников к уплате страховых взносов, то и тут возникает много сложностей. По данным самого РСПП, на конец 2009 года около 20 процентов работников (13,6 млн человек) имели доходы ниже прожиточного минимума, а еще 20 процентов (около 13,7 млн человек) имели весьма скромные доходы в интервале 100-135 процентов от прожиточного минимума. Поэтому несложно оценить, что и это предложение мало реалистично по своей сути - все эти люди (40 процентов работников) за 35-летний период трудовой деятельности не смогут заработать себе пенсии на уровне даже прожиточного минимума пенсионера.

    Таким образом, отдать долги пенсионерам, не повышая страховой нагрузки на работодателей, - задача достаточно сложная.

    Однако вопросы, поставленные представителями РСПП, оставить без внимания не удастся. Ведь решение задачи формирования эффективной системы пенсионного страхования для работников квалифицированного труда (среднего класса общества) - это задача цивилизационного масштаба. От ее решения зависит не только формирование должного качества жизни базовой группы населения, но и решение крупной проблемы по завершению индустриализации страны и созданию тем самым условий для перехода к постиндустриальной модели развития экономики и общества. Поэтому системные проблемы институционального устройства пенсионной системы действительно надо решать. Но как и какими средствами?

    Важнейшая проблема, не позволяющая развиваться пенсионному страхованию в России, - отсутствие достаточной мотивации у работодателей и работников по уплате страховых взносов в пенсионную систему. В этой связи самым важным и одновременно самым сложным является вопрос собственности пенсионных средств. Следует правильно ответить на вопрос: кому они принадлежат? Если решить его в пользу застрахованных, то можно надеяться и на успешное решение другой сложной проблемы пенсионного страхования: финансового участия самих застрахованных работников в формировании своей пенсии.

    Низкие уровни заработной платы большей части наемных работников в России не позволяют включить их сегодня в число плательщиков страховых взносов. Но уже в среднесрочной перспективе, при создании данного мотивационного механизма, круг работников, принимающих личное финансовое участие в пенсионном страховании (3-5 процентов от их заработной платы), будет расширяться. Пенсионное страхование станет "на рельсы" цивилизованного страхового института, который индустриально развитые страны применяют последние сто лет. Создание мотивационного механизма, пожалуй, самый важный момент при разработке пенсионной модели.

    С этой целью предлагается законодательно закрепить ряд новых форм собственности в системе пенсионного страхования. Первой, основной, формой собственности целесообразно определить "общественно-личную" собственность пенсионного страхования, которая формируется с помощью страховых платежей работодателей в пользу наемных работников. При наступлении страховых случаев (старости, инвалидности, утраты кормильца) эта накопленная собственность расходуется в пользу конкретного застрахованного. В случае досрочной смерти застрахованного она переходит в собственность всей совокупности застрахованных данной генерации.

    Второй формой собственности целесообразно определить "лично-общественную" собственность застрахованных, которая формируется с помощью страховых взносов самих работников. Ей следует придать правовой статус смешанной "паритетной" собственности, для чего следует ввести персональный учет размеров личного вклада застрахованных. Лично-общественная собственность страховых средств позволит застрахованным передавать неиспользованные ими средства (после их смерти) в равной пропорции: половину - всем застрахованным, а половину - иждивенцам (например, супругам) застрахованных.

    Третьей формой собственности целесообразно определить "личную собственность застрахованных", которая формируется с помощью добровольного профессионального пенсионного страхования. В этом случае страхователями должны выступать как работодатели, так и работники. Пропорции распределения средств должны, по нашему мнению, быть другими: половина неизрасходованных средств должна идти иждивенцам застрахованного, а вторая половина - по завещанию застрахованного его правоприобретателям.

    Эти три формы собственности, убежден, помогут положительно повлиять на формирование подлинно страховых механизмов пенсионного страхования.

    В этой связи одной из первоочередных мер в пакете предложений по совершенствованию пенсионного страхования должно быть доведение соотношения минимальной и средней заработной платы до соотношения не менее 40 процентов (МОТ рекомендует 50 процентов). Данная мера позволила бы решить ряд других серьезных экономических и социальных задач, в частности, постепенного снижения страховой пенсионной нагрузки на работодателей.

    Таким образом, проблема финансового обеспечения пенсионной системы с помощью участия застрахованных не имеет каких-либо других серьезных альтернатив. Для ее решения требуется политическая воля государства и понимание ее конструктивности со стороны работодателей и работников.

    Поделиться