Новости

01.06.2010 00:40
Рубрика: Экономика

Готовь яхту летом

Российские покупатели предпочитают немецкие и французские суда

Эксперты считают российский рынок яхт весьма интересным и перспективным. В то же время он еще мало изучен. Никто, например, не может сказать, сколько россияне покупают яхт и какие средства тратят на это. Само понятие "яхта" трактуется у нас по-разному. Кто-то считает яхтами только парусные суда, кто-то относит к ним и катера, а для кого-то яхты - это частные комфортабельные корабли, которые способны бороздить волны океанов.

Люди, занятые в морском бизнесе, яхтой традиционно называют судно, обладающее высоким уровнем комфорта и предназначенное для обслуживания семьи владельца и его гостей.

О том, насколько развит в России рынок таких судов, наш корреспондент попросил рассказать президента Национальной ассоциации морской индустрии Александра Маркарова.

- Какие яхты пользуются наибольшей популярностью у российских бизнесменов?

- Это суда, стоимость которых начинается со 100 тысяч долларов. Сейчас многие люди в России могут себе это позволить. Никто точно не знает, сколько таких яхт имеется у россиян, но речь может идти уже о десятках тысяч. В большинстве случаев - это серийные суда, изготовленные за границей. Их производят почти все приморские страны Европы. Производят их и в Америке, но россияне предпочитают французские и немецкие яхты.

Судно от 100 тысяч долларов это где-то 7,5-8 метров, с каютой, как правило, с небольшим туалетом и тремя спальными местами. Ну и небольшой камбуз там имеется, где можно приготовить пищу. Но в последнее время такие суда у нас, в России, далеко не самые востребованные. Те, у кого хватает денег на такие суда, могут себе позволить потратить и больше, чтобы купить большее по размерам судно. Ну, например, судно длиной 9 метров - это уже нормальный корабль с нормальным туалетом, душем, с четырьмя спальными местами для пассажиров и двумя для экипажа. На таком кораблике уже можно путешествовать далеко, и с комфортом. К таким судам относится самый распространенный тип "Бавария", стоит около 5 млн рублей. Другой популярный тип - это примерно 11 метров. Такая яхта имеет комфортабельную каюту, салон плюс камбуз, где можно установить какой-то генератор, который будет вырабатывать электроэнергию. Это судно будет стоить примерно 8 млн рублей. Следующий популярный размер - это уже 12 метров. Людей, которые покупают такие суда, уже гораздо меньше, но и таких у нас немало. Таких яхт не сотни, но и не единицы по всей стране продается.

Среди яхт, популярных у россиян, преобладают моторные, их 80%. Но в последнее время все большую популярность приобретают парусные суда. Как правило, такие суда покупают люди, которые никогда не ходили под парусами, но у которых есть средства на их покупку. Те же, кто когда-то ходил под парусами, обычно не имеют столько денег. То есть люди, которые пришли "в парус" совершенно неподготовленными, но они практически за месяц-два хождения под парусом приобретают вполне достаточную квалификацию для того, чтобы преодолевать большие расстояния, совершать прибрежные плавания в открытом море.

Причем эти люди обычно дер жат яхты за границей. Это объясняется тем, что внутренние водные пути не позволяют ходить под парусом - мешают мосты и провода. Таких вод, где можно было бы беспрепятственно ходить на парусных судах, у нас немного. И еще одно препятствие заставляет держать суда за границей: когда вы выходите в море из нашего порта, вы должны прийти в этот порт, но таких портов, которые приспособлены для яхт, в России относительно немного. И еще большинство владельцев отправляет свои яхты в Средиземное море, потому что на Черном море или на Балтике нахождение судна осложнено до предела выпускным режимом. Наши власти делают все, что могут, чтобы сохранить барьеры для выхода в море, которые остались еще со времен Советского Союза. Создается такое впечатление, что любая яхта - это потенциальное гнездо шпионов и контрабандистов, за которыми глаз да глаз нужен, а потому яхты осматривают так же придирчиво, как большие коммерческие суда.

Если же вы находитесь где-то в Италии или, скажем, в Хорватии, то там вы приходите в порт и уходите из порта, и никто вас там не досматривает.

- В таком случае не проще было бы покупать яхты за границей?

- А так многие и делают, тем более что у нас таких судов производится мало. В то же время покупатели могут прийти и к российским продавцам, и они сделают все необходимое, чтобы покупатели получили свою яхту за границей. Это все совершенно законно. Здесь есть представители иностранных продавцов, они и делают все необходимое, чтобы организовать продажу судов в России.

- А все-таки у нас кто-то строит яхты?

- Есть достаточно производств, которые делают парусные яхты "микротонного" класса. Это, по сути, шверботы - парусные одномачтовые прогулочные суда - небольшие, для плавания во внутренних водах. Такая яхта в принципе гоночная и имеет ограниченное использование, потому что не всем хочется участвовать в гонках, кому-то хочется просто отдыхать. Это очень маленькое суденышко размером всего 5,5-6 метров. В Санкт-Петербурге производят и несколько больших яхт типа "Рикошет".

Но яхт у нас производят немного, и получается, что стоимость судов, произведенных в России, выше стоимости яхт, произведенных, например, в Германии или во Франции, даже с учетом оплаченных налогов и пошлин. А все потому, что производство судов за границей это крупносерийное производство, а у нас - штучное. Понятно, если делать каждое судно на заказ, оно будет стоить в несколько раз дороже, чем серийная продукция, сошедшая с конвейера. Вот такие конвейеры действуют в Германии и во Франции. На них производят яхты длиной от 9 до 18 метров. На такой верфи выпускают до 15 яхт в день, поэтому все накладные расходы и издержки сведены к минимуму, а стало быть, и стоимость меньше, даже с учетом перевозки, а это негабаритная перевозка, дорогая - от 5 до 12 тысяч евро и больше, плюс к этому надо добавить залог - 30 процентов как минимум.

- Кого объединяет ваша ассоциация?

- В основном она объединяет продавцов, но и производителей тоже. Просто продавцов больше. Развитию производства в России препятствуют многие факторы. Но в последнее время в некоторых секторах рынка отечественные суда стали более востребованными. Повысилась и рентабельность производства. Это в первую очередь небольшие моторные суда размером до 9 метров. Парусных судов просто меньше продается, потому что клиент прежде всего рассчитывает на моторные суда. Считается, что судном легче управлять: нажал на педаль и поехал. Но это - заблуждение. Парусными судами гораздо проще управлять, и при этом плавание на парусном судне имеет меньшую степень риска. Яхты ведь покупают, в основном, не для того, чтобы на них передвигаться, а главным образом, чтобы отдыхать на них. А когда вы приходите в выходной день и вам предстоит управлять грузовой машиной - это уже сомнительный отдых, а управлять моторным судном - это все равно, что управлять грузовиком. Да, дорога более гладкая и скорость меньше, но зато и тормозов нет. Надо предугадывать сложные ситуации, особенно те, что возникают при расхождении с другими судами или при подходе к берегу, или при входе в зону, где могут купаться люди.

- Есть ли какие-то трудности при регистрации судов?

- В свое время был принят Кодекс внутреннего водного транспорта РФ. Это закон, написанный людьми, которые совсем не подумали о наших проблемах, о маломерном флоте. Закон рассчитан, в основном, на коммерческие суда. Процедура, которая используется для большого теплохода, предусмотрена и для маломерного судна размером 7-9 метров, но снабженного двигателем более 70 лошадиных сил. Естественно, нужно каждый год платить за техосмотры и за бюрократические процедуры. С другой стороны, сами органы, которые должны регистрировать, всеми правдами и неправдами открещиваются от регистрации, и потому многие суда до сих пор не зарегистрированы.

- Рынок растет или падает?

- До 2008 года он, конечно, рос, причем рос достаточно хорошо. В прошлом году он упал полностью, упал гораздо ниже, чем в Европе. Продаж практически не было. Сейчас он начинает восстанавливаться, и люди начинают достаточно регулярно примериваться к судам, но реальные покупки начнутся только зимой. Заказывать суда нужно уже сейчас, чтобы получить дисконт, который обычно редко дают осенью. Сейчас в стране проходят выставки яхт. Это очень хорошая возможность выбрать то, что вам нужно, потому что каталог - одно, а выставка - совсем другое, тут можно все пощупать своими руками. По картинкам вы в 90% случаев сделаете неправильный выбор.

Экономика Транспорт Водный транспорт Власть Право Транспортное право Бизнес - Главное Кодекс внутреннего водного транспорта