Депутаты попытались развеять "мифы" закона о бюджетных учреждениях

По информации нашего источника, Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", а также подзаконные акты к нему будут проходить апробацию на площадке Республики Татарстан.

Сегодня этот закон один из самых обсуждаемых в стране. Он вступит в силу со следующего года, на переходный период дается еще полтора года, поэтому на практике он начнет работать только с июля 2012 года. С этого времени больше имущественной самостоятельности предоставляется бюджетным учреждениям. Фактически же, по словам заместителя министра финансов Татьяны Нестеренко, 90% изменений касаются того, что на бумаге рядом с "бюджетным" нужно будет ставить "казенное". Многое так и не будет изменено. К примеру, счета учреждений по-прежнему открываются в казначействе, на все закупки распространяется действие закона N 94-ФЗ, недвижимым имуществом новое бюджетное учреждение не может распоряжаться без согласия собственника.

Тем не менее "страшилок" гуляет по стране великое множество. И они будоражат власти на местах. Чтобы развеять мифы, на днях в Госдуме прошел семинар-совещание, посвященный обсуждению правового статуса государственных и муниципальных учреждений.

Одно из таких распространенных заблуждений - что новые бюджетные учреждения начнут банкротить в целях завладения их имуществом и земельными участками. Минфин растолковал: банкротство нового бюджетного учреждения невозможно. Многих беспокоит также то, что новые бюджетные учреждения будут наращивать платные услуги за счет сокращения объема бесплатных услуг. Но, как пояснили разработчики закона, N 83-ФЗ уточняет действующие нормы о том, что платные услуги могут оказываться только сверх госзадания. А в рамках госзадания, если это установлено федеральным законом (как, например, билеты в театры или музеи).

Другой популярный миф - что произойдет урезание денежного содержания большинства бюджетных учреждений. Минфин уверяет, что уменьшение объема субсидии на госзадание в течение срока его выполнения произойдет только при соответствующем изменении госзадания.По словам Татьяны Нестеренко, новый закон чрезвычайно не нравится тем, кто работает в "серой" зоне. Домыслы о том, что руководители новых бюджетных учреждений станут полновластными хозяевами, не подконтрольными никому, не более чем миф. В действительности же за просрочку предусмотрено увольнение руководителя, за убыток - взыскание в размере убытка.

Кроме того, сделки с имуществом подконтрольны только учредителю и собственнику

При подготовке к семинару-совещанию Комитет Госдумы по делам Федерации и региональной политике совместно с Институтом регионов провел дополнительные консультации с субъектами РФ. По словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Галины Изотовой, более половинырегионов РФ выражают обеспокоенностьпредстоящими изменениями и сложностью процессов реализации федерального закона. И таких более 50 %. Треть субъектов РФ считает, что необходимо вводить больше подконтрольных функций. Какие проблемы более всего беспокоят регионы? Это, в частности, своевременное принятие необходимых нормативных документов федерального уровня, детально регулирующих все аспекты реализации федерального закона, таких как, например, порядок отнесения движимого имущества, закрепленного за государственными и муниципальными учреждениями, к особо ценному. Или порядок формирования государственного задания и расчета бюджетных субсидий.

Регионы интересуют вопросы, связанные с определением расчетно-нормативных затрат на оказание бюджетной услуги в зависимости от типа учреждения, места его расположения, наполняемости, обеспеченности услугами ЖКХ, размеров соответствующих тарифов.

Некоторые территории беспокоит новый для них термин - "госзадание". Фактически через полтора года платным станет только то, что выходит за рамки госзадания.

- Чтобы давать бюджетным учреждениям больше возможностей зарабатывать деньги, закон снимает и многие ограничения по сдаче их имущества в аренду, - объясняет Галина Изотова. Согласно статье шесть 83-ФЗ от 8 мая 2010 года, "бюджетные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано". Сейчас эта процедура невероятно усложнена. Например, некоторые муниципалитеты накладывают прямые запреты на любую аренду. Или отбирают эти помещения у бюджетника и сдают сами. Принцип, на котором базируется этот закон, еще называют - "деньги идут за потребителем". Государство не вкачивает средства в содержание больших полупустых помещений, а дает задание на предоставление определенной услуги определенному количеству потребителей.

Однако есть регионы, для которых введение нового закона не стало неожиданностью. Так, по словам первого заместителя министра экономики Татарстана Алевтины Кудрявцевой, в республике уже около 80% учреждений переведены на подушевое финансирование. И зарплата в казенных учреждениях здесь увеличилась в несколько раз. Представителя Татарстана беспокоит только одно - неучастие регионов в разработке подзаконных актов.

Эксперты считают, что главные риски при реализации N 83-ФЗ зависят от того, насколько регионы готовы к изменениям. В Чувашии, к примеру, уже два года работают по госзаданию в сфере здравоохранения. Здесь доводятся планы и задания лечебным учреждениям в зависимости от их уровня. В результате в регионе перешли преимущественно на одноканальное финансирование. То есть финансовые ресурсы "идут" за услугой, и фактически задания формируются, исходя из единого источника финансирования.

Депутаты уверяют, что готовы специально для регионов предложить готовые пакеты с пошаговым алгоритмом реализации закона на уровне субъекта Федерации.