Столичные власти поставили перед собой задачу до конца этого года выбрать путь реформирования общественного городского транспорта. Такое решение было принято вчера на заседании правительства Москвы.
Обсуждался вопрос "Об итогах реализации городской целевой программы развития наземного городского пассажирского транспорта в городе Москве на 2007-2009 гг." и о концепции городской программы на 2011-2013 годы. Увы! Итогов, которыми мог бы похвастаться департамент транспорта и связи, как показал доклад его руководителя Василий Кичеджи, не обнаружилось. "Ничего не выполнено, - констатировал и.о. председателя контрольно-счетной палаты Москвы Валерий Ияшвили. - Только подвижной состав обновили, но на бюджетные деньги это дело нехитрое. А с выделенной полосой, которая должна была повысить скорость городского транспорта до 30 километров в час, проведен лишь эксперимент на трехкилометровом участке Волоколамки. Обещали пустить по Москве-реке 21 катамаран для организации водных перевозок, разработана только программа. Выбросы в атмосферу от транспорта планировалось сократить на 6,8 тысячи тонн, а сокращено всего на 500 тонн".
"Как бы они сократили вредные выбросы, если развивали в основном автобусный транспорт? - поддержал выступающего мэр Москвы Юрий Лужков. - А надо увеличивать чистый, электрический транспорт - трамваи, троллейбусы, они более дисциплинированы при эксплуатации. У нас же на второй план ушел даже скоростной трамвай". И в самом деле, оказывается, акционерное общество для создания скоростного трамвая существует в городе уже два года, а дело с места так и не сдвинулось.
Не увидели участники заседания обнадеживающих перспектив и в концепции на 2011-2013 годы, озвученной Василием Кичеджи. "Она не решает ни старых проблем, ни новых задач", - заключил тот же Валерий Ияшвили. По мнению первого заместителя мэра Москвы Юрия Росляка, предложенная концепция выглядит слишком общей и судить по ней, что изменится в транспортном обслуживании москвичей в случае выполнения, невозможно. Претензии же у присутствующих к работе автобусов и троллейбусов, напротив, были совершенно конкретными. "Установка турникетов увеличила время посадки пассажиров в четыре раза. Что вы намерены сделать для того, чтобы сократить его?" - добивался, например, от Кичеджи префект Восточного административного округа Николай Евтихиев. Услышав в ответ слова о том, что менталитет у москвичей не тот, что у жителей Германии, которые оплатят проезд и без турникетов, префект еще более возмутился: "Я не требую снять их. Наоборот, поставьте на все двери, чтобы люди могли свободно входить и выходить". Глава транспортного ведомства согласился, что это вполне возможно, если привлечь к обслуживанию московских маршрутов не только бюджетные средства, но и инвестиции частных перевозчиков, что он, собственно, и предлагает сделать в будущем. На что услышал следующий вопрос Юрия Росляка: "А что мешало вам делать это раньше? Почему за последние два года в городе не состоялось ни одного конкурса, на которые Москва пригласила бы частников?" Внятного ответа не последовало.
В том, что городскому транспорту столицы действительно давно пора переходить на рыночные рельсы, члены московского правительства сошлись практически единодушно. "Нам необходимо разрушить систему монопольных монстров в этой отрасли, - заявил в частности Юрий Лужков. - Выделить электрический транспорт и создавать акционерные общества на автобусном транспорте. Сейчас же всех конкурентов "Мосгортранса" задавливает империя Иванова во имя своих ГУПовских интересов".
Впрочем, не только главе "Мосгортранса", но и руководителю Московского метрополитена Дмитрию Гаеву тоже досталось. "Нужно снять его с пьедестала, который уже выше мухинских "Рабочего и колхозницы", и заставить заниматься ремонтами и профилактикой", - обрушился мэр, вспомнив о непрекращающихся в метро остановках из-за неисправности составов, которые парализуют сразу все движение подземки.
В союзники на борьбу против монополистов Лужков пригласил руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Москве Владимира Ефимова, который, выступая за развитие конкуренции на московском рынке общественного транспорта, привел столице в пример Санкт-Петербург и Новосибирск: "Я вам передам одно письмецо, разберитесь, пожалуйста. Тут одна фирма рассказывает, как она отработала маршрут, приучила пассажиров к его пунктуальности, а потом пришел "Мосгор транс" и сказал: "Ну-ка отдайте его нам!"
Предложенную концепцию мэр забраковал, объяснив: "Слишком серьезной доработки она требует". Новый вариант он потребовал представить к 10 августа с тем, чтобы уже в бюджете на 2011 год предусмотреть средства на развитие городского транспорта на принципиально новом уровне.