Идея намыва территории в акватории Финского залива высказывалась не раз. Причина - незначительное количество земельных ресурсов, оставшихся свободными.
Поэтому еще в прошлом году председатель городского комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) Юлия Киселева заявила о необходимости оценить возможности намыва по примеру "Морского фасада". Идею об увеличении границ Санкт-Петербурга почти на 400 гектаров за счет акватории Финского залива поддержало правительство Северной столицы, а в конце года и Совет Федерации. Сейчас подготовлен объемный пакет соответствующих поправок и запущена процедура общественных слушаний нового варианта Генплана.
По словам Юлии Киселевой, намыв новых искусственных территорий будет осуществляться в Курортном районе, а также затронет незначительную часть территории Приморского района вдоль побережья Финского залива между Лисьим Носом и Сестрорецком.
Как объяснил заместитель директора ГУ "НИПЦ Генеральный план Санкт-Петербурга" Юрий Бакей, "поправки, которые будут вноситься в 15 картографических приложений к Генеральному плану, легализуют появление новых искусственных площадей под застройку, а также меняют функциональное зонирование прилегающих к ним территорий, что связано с обеспечением зоны намыва объектами инженерной инфраструктуры".
Уже объявлено, что вновь образованные земли будут разбиты на два участка - южный и северный. Территория площадью 60 гектаров к северу от Тарховского лесопарка отведена под объекты спорта. Основная часть намыва, в районе Горская-Тарховка, площадью более 310 гектаров - под многофункциональную застройку, включающую в себя зону многоквартирной жилой и общественно-деловой застройки. При этом подчеркивается, что в проектных решениях будет заложена возможность создания лишь малоэтажного и среднеэтажного жилья (четыре-пять этажей). "Никакого высотного строительства не планируем. Это будет одним из условий при привлечении к развитию территорий инвесторов", - отметила глава КГА.
Под грядущие преобразования попадут и уже застроенные территории, в частности прибрежная зона между побережьем Финского залива и Приморским шоссе. Сейчас здесь располагается индивидуальная жилищная застройка, а севернее намыва - гаражный кооператив. Все эти частные территории, по словам Юлии Киселевой, уже переданы прошлой осенью под комплексное освоение, а проблемы с собственниками будут решаться только в "правовом поле": при развитии территории объекты либо сохранятся, либо владельцам будут предоставлены компенсационные выплаты или альтернативные участки. Общая площадь застройки новых территорий составит около 2 миллионов квадратных метров. Одного только жилья возведут на 60 тысяч жителей, а "намывные" общественно-деловые учреждения создадут порядка 20 тысяч рабочих мест.
Один из важнейших вопросов - экологический. Защитники природы опасаются, что реализация этих планов вкупе с новыми портами, которые также предполагается создавать на намывных территориях, может отрицательно сказаться на состоянии экосистемы Невской губы, и потому настаивают на проведении комплексной экологической экспертизы. В свою очередь, власти обещают, что в рамках дальнейшей реализации проекта экологическая экспертиза будет проведена обязательно. Что касается Тарховского лесопарка, судьба которого также беспокоит экологов, то, по словам Юрия Бакея, эта территория меняться не будет и по-прежнему останется зоной зеленых насаждений общего пользования.
Специалисты отмечают: при освоении новых территорий могут возникнуть и другие проблемы. Прежде всего дефицит инженерных коммуникаций и энергоисточников, а также недостаточно развитая транспортная инфраструктура. По словам Юлии Киселевой, на этих землях, скорее всего, придется строить либо энергоисточники значительной мощности, либо линии электропередачи большой протяженности. Кроме того, здесь планируется возвести локальные очистные сооружения, газораспределительную станцию и объекты теплоснабжения. При этом первоочередной задачей для этих сетей станет обеспечение Курортного района, а уже затем - территории намыва. Также планируется дальнейшее развитие объектов дорожного хозяйства, причем таким образом, что транспортные потоки будут разводиться от Приморского шоссе на север к развязкам Западного скоростного диаметра и кольцевой автомобильной дороги. Таким образом, считают эксперты, строительство объектов дорожной инфраструктуры не только не усугубит транспортную проблему в городе, но и даст возможность разгрузить ряд магистралей, окажет позитивное влияние на транспортную доступность территории.
- Когда на этой территории будут решены все проблемы, как по наличию соцкультбыта, так и по парковочным местам и озеленению, здесь сложится фактически идеальная картина, - уверен главный архитектор Санкт-Петербурга Юрий Митюрев.
Торги на комплексное освоение территории новых земель в Финском заливе обещают провести уже в этом году. Само строительство предполагается начать не раньше 2015 года.