Совместное детище российского и украинского авиапрома - самолет Ан-70 поступит на вооружение нашей армии через три-четыре года.
Такой прогноз выдал командующий Военно-транспортной авиацией РФ генерал-лейтенант Виктор Качалкин. По его словам, первую партию крылатых машин отправят в Тверь, на авиабазу ВВС Мигалово. Таким образом, судьбу многострадального проекта, реализация которого давно перевалила за десятилетие, все-таки можно считать успешной.
Новый оперативно-тактический самолет займет нишу между тяжелым военным транспортником Ил-76МД и средним Ан-12. Выпуск последнего давно прекратили, и российские Вооруженные силы нуждаются в его замене. Технологически продвинутый "Антонов", готовый принимать на борт 20 тонн груза, взлетать и садиться на грунтовые полосы, вполне подходит на эту роль. Командующий ВДВ Владимир Шаманов уже заявил, что десантные войска нуждаются как минимум в 30-40 таких самолетах.
Вообще оборонная кооперация в рамках СНГ выглядит многообещающей. Если взять ту же Украину, то речь может идти о подключении судостроителей Николаева к выполнению контрактов по линии нашего Военно-морского флота. Но еще перспективней оценивается военно-техническое сотрудничество стран-участниц Договора о коллективной безопасности.
На новый уровень выходит взаимодействие оборонщиков России и Казахстана. Военно-промышленный комплекс в обеих странах рассматривают как своеобразный локомотив развития национальной экономики. А создание Таможенного союза устраняет многие препятствия на этом пути. В отличие от прошлых лет, когда Москва только продавала, а Астана только покупала оружие и боевую технику, акценты все больше смещаются в сторону совместных проектов. По мнению экспертов, такой подход не только гарантирует оборонным заводам твердые контракты, но и помогает модернизировать военную промышленность. Для России и Казахстана это очень актуальная проблема.
- Мы сегодня заинтересованы не столько в закупках, сколько в открытии прежде всего совместных предприятий, - заявил министр обороны Казахстана Адильбек Джаксыбеков. - Сейчас, например, ведем речь о совместном создании военно-морских судов, обсуждаем ряд других проектов.
Некоторыми подробностями двусторонних флотских проектов поделился вице-президент Объединенной судостроительной корпорации Анатолий Тюков. Главная новость - по заказу и техническому заданию казахстанских военных наши конструкторы морской техники подготовили проектную документацию корабля "Катран" водоизмещением 350 тонн. Его вооружат 57-мм пушкой, ракетами "Уран", артиллерийской установкой АК-130 и современным зенитно-ракетным комплексом. Собирать такие корабли решено на верфях казахстанского порта Уральск. Всего планируется построить около десятка "Катранов", закладка первого должна состояться в следующем году. Между прочим, этим проектом очень интересуется президент республики Нурсултан Назарбаев. Не случайно он дал указание министру обороны как можно быстрее начать строительство.
Есть предварительная договоренность и по другому контракту - на несколько боевых кораблей водоизмещением 500 тонн. Проектирование и сборку первого начнут в России. Здесь же обучат казахстанских специалистов. А серийное производство кораблей наладят у соседей. В стадии реализации - совместный проект по кораблю "Барс". На подходе еще один - по "Торнадо". Кроме того, Анатолий Тюков надеется, что наши строители примут участие в возведении новой верфи и порта в Казахстане.
Если говорить в целом, то военно-техническое сотрудничество двух стран уже подтверждено более чем 60 соглашениями и контрактами. Есть и новые сферы приложения совместных усилий. Например, холдинг "Вертолеты России" вместе с авиаремонтным заводом в Алма-Ате хотят создать в Казахстане сервисный центр по ремонту и обслуживанию винтокрылых машин всего Центрально-Азиатского региона. А буквально на днях "Рособорон-экспорт" и "Казспецэкспорт" подписали соглашение о сотрудничестве, которое, в частности, предусматривает взаимодействие в поставках в российские и казахстанские воинские части вооружений, боевой и специальной техники, а также запчастей и боеприпасов.