5 июня 1916 года Николай II записал в дневнике: "Сегодня Анастасии 15 лет. Вчера в 4 часа дня г. Черновцы взят после упорного боя за предмостное укрепление..."
Её Императорскому Высочеству великой княжне Анастасии Николаевне ко дню рождения
Сегодня день Анастасии,
И мы хотим, чтоб через нас
Любовь и ласка всей России
К Вам благодарно донеслась.
Какая радость нам поздравить
Вас, лучший образ наших снов,
И подпись скромную поставить
Внизу приветственных стихов.
Забыв о том, что накануне
Мы были в яростных боях,
Мы праздник пятого июня
В своих отпразднуем сердцах.
И мы уносим к новой сече
Восторгом полные сердца,
Припоминая наши встречи
Средь царскосельского дворца.
Прапорщик Н. Гумилев, 5 июня 1916 года.
Царскосельский лазарет, Большой Дворец.
Эти первые летние дни всегда были особенно светлы для царской семьи. Вереница детских праздников начиналась 29 мая, когда отмечали день рождения Татьяны, потом 5 июня - день рождения Анастасии, 14 июня - Марии; на эти же дни приходилась Троица...
Публикуемое сегодня стихотворение было вложено в адрес, преподнесенный великой княжне Анастасии офицерами. Это послание адресовано девочке в белоснежном платье, которой в тот день исполнилось пятнадцать лет. Через три года, в июле 1918-го, жизнь великой княжны Анастасии оборвется вместе с жизнями ее близких... И как после этого смотреть на стихи, написанные Николаем Гумилевым и его товарищами по госпиталю, только как на стихи? Ведь они уже не столько литература, сколько история.
Дочери государя ничуть не были заносчивыми принцессами-белоручками. Каждая из них по заведенной традиции с четырнадцати лет становилась шефом того или иного воинского подразделения. В частности, княжна Анастасия была шефом 148-го пехотного Каспийского полка.
В годы Первой мировой войны княжны Ольга и Татьяна вместе с матерью трудились в госпитале сестрами милосердия, а младшие Мария и Анастасия давали раненым концерты, читали им книги, помогали писать письма, стараясь отвлечь их от боли и уныния.
Помню, когда произведения Николая Гумилева только стали возвращаться к читателю из спецхранов, из уст в уста передавалась история о том, что поэт входил в некую монархическую военную организацию, которая ставила своей целью освобождение государя и его семьи. Потом выяснилось, что поэт к лету 1918 года (царская семья была расстреляна в ночь с 16 на 17 июля) только вернулся в Россию и вряд ли успел бы вступить в какую-то законспирированную организацию, но легенда жива. И пусть живет. Ведь есть легенды, которые в глубине своей точнее фактов. Они и венчают трагические судьбы русских поэтов.
Гумилева арестовали 3 августа 1921 года. Вскоре его расстреляли под Петроградом. По другой версии, он был забит прикладами еще в тюрьме. Точное место захоронения до сих пор неизвестно.
Написать автору вы можете по адресу dmitri.shevarov@yandex.ru