03.06.2010 06:20
    Поделиться

    Александр Чечевишников: В Молдавии надеются разрешить политический кризис с помощью православия

    В ПЯТНИЦУ, 4 июня, ЦИК Молдовы должен принять решение о проведении референдума об изучении в школах предмета "Основы православия".

    В Молдавии разрастается политический кризис, который рискует деградировать в полный хаос. Противостояние между правящим прорумынским "Альянсом за европейскую интеграцию" и оппозиционной Партией коммунистов достигло такого накала, что Молдавию уже сравнивают с Киргизией. До уличных столкновений в Кишиневе дело пока не дошло, но о том, что такое возможно, свидетельствуют массовые беспорядки и погромы зданий администрации президента и парламента, которые имели место в апреле прошлого года. По сей день эти здания так и не отремонтированы. На ремонт в бюджете самой бедной страны Европы, обремененной огромными внешними долгами, просто нет денег.

    Рубиконом, после которого ситуация рискует полностью выйти из-под контроля, может стать 16 июня - день, после которого действующий президент Михай Гимпу должен распустить парламент и назначить новые выборы. Но взамен выборов Гимпу предлагает референдум по принятию новой Конституции и возврат к всенародным выборам президента. В ответ коммунисты обещают "узурпаторам" из правящего альянса "красную революцию".

    В 2009 году, после крушения власти коммунистов, в Молдавии наступил период "гайдаровщины". Радикал-либеральная политика "Альянса за европейскую интеграцию", возможно, полезна для макроэкономических показателей, но невыносима для рядовых граждан. Этой зимой многие кишиневцы просили выключить в их квартирах отопление - груз растущих тарифов для них неподъемен. Новая власть крушит наследие воронинских "авторитетов", ориентируясь лишь на монетаристские догматы и не предлагая людям ничего, что могло бы скрасить нынешние тяготы и вселить надежду на лучшее. Молдавия едва сводит концы с концами лишь благодаря финансовым инъекциям МВФ и Евросоюза, которые всего за один год увеличили внешний долг страны в два раза.

    Победа унионистских партий облегчила и возможности для спекуляций на тему несостоявшегося молдавского государства, что открывает перспективу для постановки Бухарестом вопроса об аншлюсе в той или иной форме. (Уместно напомнить, что паспортная экспансия Румынии в Молдавии и Приднестровье не повлекла за собой публичного неодобрения ни в НАТО, ни в Евросоюзе.)

    Истечение срока легитимности парламента только усиливает накал политической борьбы. Наиболее активными противниками возвращения к всенародным выборам президента являются оказавшиеся в оппозиции коммунисты. Однако и сторонники референдума из правящего альянса могут в результате столкнуться с "нештатной" ситуацией.

    Никакой разницы между клиентами Брюсселя из прорумынского альянса Гимпу-Филата-Лупу и обанкротившимися еще раньше коммунистами уставшее от политический нестабильности и нищеты население не видит. На этом фоне "войны всех против всех" в молдавском обществе неожиданно для многих формируется новая сила, дальнейшее упрочение которой способно обессмыслить нынешнее противостояние победителей и проигравших.

    Потрясения минувшего года повлекли за собой психологическое отторжение значительной части граждан от политики и политиков, ввергнувших страну в криминальный хаос. С ужасом взирая на разгромленный центр Кишинева, люди не могли не осознать, как хрупок тот мир, в котором они живут. И как важно не дать этот мир разрушить.

    Молдавии нужна была объединительная идея. С такой идеей выступил известный молдавский политик, историк и дипломат Валерий Пасат. Он предложил провести референдум о введении в школах страны нового предмета - "Основ православия".

    "Понравится или нет кому-то такой вывод, но православие является тем фактором самоидентификации, который - так же как и язык, хотя и через иную призму - позволил выжить нам как народу", - говорил Пасат в Кишиневе 8 мая на встрече сборщиков подписей в защиту референдума, где собралось больше двадцати тысяч человек. Именно православная идентичность поможет Молдавии "оставаться самой собой, независимо от того, где мы окажемся завтра, - в объединенной Европе или лишь по соседству с ней, в СНГ или вне этого содружества".

    В Молдавии преподавание "Основ православия" вряд ли несет в себе угрозу разделения общества по вероисповедному признаку. Серьезных общественных разногласий инициатива Пасата не вызвала. По данным последней переписи населения, 94% населения Молдавии - православные. Опросы общественного мнения показывают, что трое из четырех жителей страны поддерживают инициативу Пасата. Позитивный результат референдума, в котором никто не сомневается, не приведет к принудительному приобщению неверующих детей религии. Соответствующий предмет будут вести специально подготовленные школьные учителя по учебникам, при разработке которых будет учитываться и опыт России. Здесь нелишне напомнить, что в России такие учебники готовились в условиях достаточно острых дискуссий, суть которых была связана с опасениями клерикализации образования.

    Историко-политический контекст этой акции очевиден. Незадолго до того Гимпу уравнял ветеранов Красной армии и войск фашистской Румынии, установив для тех и других юбилейную медаль, напоминающую по форме гитлеровский крест. 9 Мая десятки тысяч людей пришли к Мемориалу воинской славы в Кишиневе. Почти каждый - с букетом. Каждая могила, каждый памятник были буквально усыпаны цветами. На следующее утро на Мемориале не оказалось ни одного цветка. Таков уровень вменяемости молдавских "евроинтеграторов".

    Даже если отставить в сторону вопрос о ценностях и рассуждать сугубо аналитически, Валерий Пасат сделал беспроигрышный ход. В условиях всеобщей моральной деградации, утраты населением ориентиров и коллапса органов власти он обратился к единственному институту в Молдавии, чей авторитет не имеет кавычек, - Православной церкви. Сегодня церковь - последняя скрепа карточного домика молдавской государственности. Даже прорумынские раскольники - неканоническая "Бессарабская митрополия" - были обезоружены этим ходом. Они же не могут быть против "Основ православия" в школе...

    Привлекая симпатии тех, кто видит в православии последнюю надежду, Пасат вместе с тем концентрирует вокруг своей фигуры и тех, кто недоволен нынешней "гайдаровщиной", и тех, кто пострадал от прежней власти.

    Известно, что, возглавив в 1999 году органы безопасности Молдавии, Валерий Пасат развернул борьбу с контрабандой и коррупцией - и не где-нибудь, а в прокуратуре и парламенте. Но с приходом к власти в 2001 году коммунистов он оказался лишним. Незадолго до его отставки Владимир Воронин объявил сотрудникам Службы информации и безопасности, что их главная задача - восстановление территориальной целостности Молдавии. Затем последовала многолетняя история с обвинением в противозаконной торговле оружием. Полное оправдание Пасата произошло вскоре после того, как коммунисты потерпели поражение на парламентских выборах.

    В начале 2010 года Пасат вернулся из политического изгнания, к которому его вынудил экс-президент Владимир Воронин. И либералы, и коммунисты отнеслись к его возвращению с ревнивой настороженностью. Оно и понятно: этот политический тяжеловес, к которому с одинаковым уважением относятся в Москве, Бухаресте, Тирасполе и Брюсселе, рискует спутать все карты политикам, которые полагали, что они прочно заняли политическую сцену в Молдавии.

    Наверное, в иной, более стабильной обстановке инициатива, с которой Валерий Пасат обратился к молдавскому народу, не получила бы столь однозначной и массовой поддержки. Однако в нынешних условиях, когда Молдавия тщетно борется с репутацией "европейской Киргизии", идея приобщить детей к православной традиции обрела политическое звучание.

    На 4 июня назначено заседание Центральной избирательной комиссии Молдавии, которая, как ожидается, даст старт кампании по сбору подписей за референдум по православию в школах. Инициативная группа референдума намерена собрать не менее полумиллиона подписей, а это каждый пятый взрослый житель республики.

    Как знать, какие неожиданности готовит формирующаяся в Молдавии "третья сила"?

    Поделиться