Известному композитору, народному артисту Беларуси Эдуарду Ханку ("Потолок ледяной, дверь скрипучая", "Малиновки заслышав голосок", "Журавлик", "То ли еще будет", "А я лягу-прилягу", "Служить России") недавно исполнилось 70 лет. Президент России Дмитрий Медведев прислал поздравление юбиляру, в котором отметил, что одаренный композитор заслужил широкое признание, работая в самых разных жанрах. Но ярче всего его талант проявился в создании эстрадных произведений, которые вошли в репертуар многих прославленных исполнителей. "Ваши песни хорошо известны и пользуются большой популярностью", - подчеркнул Дмитрий Медведев.
Эдуард Ханок, впрочем, свой юбилей, не праздновал. Позвонив ему и поздравив, услышал от композитора:
- Спасибо, конечно, но какой это праздник. Я никогда эти юбилеи не понимал. Считаю, отмечать можно только юбилеи творческой деятельности. Вот в декабре исполняется сорок лет моей песни "Потолок ледяной, дверь скрипучая". Вот эту дату отпраздновать можно, это то, чем я прославился перед людьми. А разве тем, что мне 70 лет, я прославился? Нет! Хорошо, конечно, что в свои семьдесят чувствую себя на тридцать. Но это ведь исключение из правил. Поэтому на сегодня у меня запланировано просто посидеть вечером в семейном кругу, с сыном Алексеем, его женой Вакой, внучкой Машей в их подмосковном доме, поговорить душевно, а потом - работать до четырех утра над новым своим проектом - теорией творческой волны. Это высшее счастье, ничего другого мне и не надо. В этой жизни вообще, кроме работы и продолжения рода, ничего существенного нет, все остальное лишь дополнение.
Энергии, работоспособности и целеустремленности Эдуарду Ханку действительно не занимать. Мы договорились тогда с композитором, что встретимся в редакции газеты "СОЮЗ" и обстоятельно поговорим о его новом проекте. Встреча состоялась.
- Мне очень приятно, что президент России Дмитрий Медведев прислал телеграмму с поздравлениями, - говорит Эдуард Ханок и продолжает: - Огромный подарок мне преподнесли Александр Лукашенко и Министерство культуры Беларуси: я смогу открыть первую в мире волнограмму Владимиру Мулявину. Сначала планировалось это сделать 10 июля на "Славянском базаре" в Витебске, но по личной просьбе вдовы Мулявина Светланы Пенкиной решили приурочить это мероприятие к семидесятилетнему юбилею певца в следующем году. Благодаря президенту Беларуси Александру Лукашенко я получил возможность двигаться вперед и обрести, наконец, свое призвание. Я гражданин двух стран, и если президенты России и Беларуси отмечают мои заслуги - это придает новые силы для работы.
- Эдуард Семенович, а что такое волнограмма? Давайте объясним нашим читателям. Ведь хотя в вашей книге "ПУ-ГА-ЧЕВ-ЩИ-НА... Десять лет спустя (три оттепели в жизни Примадонны)", изданной в Москве в 2008 году, изложена теория творческих волн, но многие могли и не видеть эту книгу.
- Волнограмма - это мое ноу-хау, мое открытие. Это своеобразный "рентгеновский снимок" творческого пути артиста, представленный в форме инфографики. Я автор теории творческих волн, по которой приходят, "волнуются" и уходят все творческие люди на земле. Вы будете допытываться у милой старушки, почему она не рожает? А у пожилой балерины, почему она не танцует? А у атлета-ветерана, почему он перестал показывать рекорды? Если вы в своем уме, то, естественно, нет, ибо прекрасно понимаете - всему свое время.
- Это понятно, в том числе и по отношению к эстрадным артистам, хотя им самим порой не хочется с этим мириться.
- Да, эстрада также имеет возрастные ограничения, это очевидно. Но дело не только, и даже не столько в этом. Почему еще вчера популярная песня сегодня вдруг "устаревает"? Как происходит сам процесс "старения" творческого продукта? Почему популярные артисты (эстрадные певцы, ансамбли, группы) и авторы песен независимо от своего возраста становятся вдруг непопулярными и неспособными "родить" новые хиты? Пытаясь ответить на эти вопросы, я пришел к убеждению: жизнь человека - как, впрочем, и всего живого - напоминает реку, озеро, море, океан. А они состоят из волн.
- Знаменитый физик Эрвин Шредингер вообще считал, что единственной реальностью в мире является волна, отсюда и введенный им термин "волновая механика".
- Вот и мне представляется, что вся наша жизнь - это океан, где в одном месте вздыбливаются огромные волны, в другом - поменьше, в третьем - полный штиль. И в жизни один человек взлетел, другой упал, у третьего полный штиль. В шоу-бизнесе это очень наглядно происходит, это очень бурлящий поток. Но в этом бурлящем потоке есть закономерность, которую я выявил и назвал законом творческой волны. Этот закон гласит: траектория линии всей творческой жизни человека или ее отдельных периодов имеет форму волны с ярко обозначенными пятью фазами: точка отрыва, подъем, пик, спад и волновой след. Термин "творческая волна" я сформулировал, перефразируя физическое определение этого понятия.
- Это классический способ образования новых понятий, нового знания. Кстати, выдающийся историк и создатель теории этногенеза Лев Гумилев часто цитировал стихи китайской царевны из династии Чэн VI века: "предшествует слава и почесть беде, ведь мира законы - круги на воде". Этногенез характеризуют волновые и колебательные движения, считал он.
- С моей точки зрения, творческая волна - это та волна, которая несет творческую энергию. Мои наблюдения и анализ показывают, что длина творческой волны в шоу-бизнесе колеблется в пределах четырех-семи лет. Обычный же вариант - пять-шесть лет, хотя в отдельных случаях период может быть значительно длиннее или короче. Другое дело, что некоторые выдающиеся представители нашей эстрады сумели оседлать две волны. Абсолютное же большинство - "одноволновики".
- В вашей книге приводится много интересных, а порой и скандальных примеров из жизни и творческой деятельности эстрадных артистов и композиторов, которые наглядно подтверждают этот тезис. Не будем сейчас на них останавливаться, расскажите о сути открытия.
- Хорошо, тем более для меня сегодня анализ эстрады - уже пройденный этап, так как я уверен, что открытый мной закон творческой волны имеет универсальный характер. И это подтверждает проведенный мной анализ жизни и творчества Пушкина и Гоголя, Чайковского и Рахманинова и других. Еще в самом начале своих изысканий я чувствовал, что основная модель для всех творческих профессий одинакова, а вот нюансы (уровень творчества, количество волн, наличие или отсутствие этапов и т.д.), различны. Итак, если вкратце, то любой артист, группа или автор в шоу-бизнесе начинается с "рожденного" им хита, то есть с популярного творческого продукта. Это и есть точка отрыва, тем самым артист попадает "на волну".
- Как в нее попасть?
- С моей точки зрения, необходимы четыре фактора: талант, творческая энергетика личности, финансовая база и, конечно, случай. Талант - это способность преобразовывать увиденное и услышанное в собственный творческий продукт. Качество творческой энергетики, я считаю, определяется динамикой (напором) и насыщенностью (флюидностью). Динамика бывает сильная и слабая. В свою очередь сильная динамика бывает скрытая и явная. Они имеют идентичный напор, но различаются внешним проявлением. Пример скрытой динамики: Алсу, Алена Свиридова. Пример динамики явной - Алла Пугачева, Филипп Киркоров, София Ротару, Валерий Меладзе.
- Деньги имеют значение?
Финансовая база - основа любого успеха в шоу-бизнесе. В советской эстраде эту функцию брало на себя государство. Сегодня этим занимаются продюсеры и спонсоры. Финансы позволяют из неизвестного таланта сделать звезду, естественно при наличии качественной энергетики. Есть, правда, категория "инъекционных" исполнителей. К ним относятся те, которые, имея пустую энергетику, пытаются компенсировать этот недостаток непомерным финансовым вливанием. Но этим нельзя достигнуть популярности, а лишь известности, которая заканчивается с последним финансовым взносом. И последнее, его величество случай! Случай - это шанс, который судьба дает таланту, но он помогает лишь тем, кто к этому готов.
- Понятно, очевидно, после старта следует подъем, пик волны...
- И волновой спад в результате естественной энергетической усталости. Знаковой особенностью этого периода является комплекс Зидана. Его нам продемонстрировал выдающийся французский футболист Зинедин Зидан в финальном матче чемпионата мира по футболу 2006 года. Помните, как он ответил ударом на оскорбление. Учитывая, что в футболе, как и в спорте вообще, грубость и оскорбление - явления постоянные, то не может быть оправдания для такого поступка в таком ответственном матче. В чем причина? В связи с нервным характером работы у спортсменов, как и у артистов, накапливается негативная "нетворческая" энергия. В нормальное "волновое время" она рассасывается, поглощается успешной деятельностью. В период же волнового спада эта негативная энергия застаивается, время от времени выходя через неадекватные поступки. Так было у Аллы Пугачевой в гостинице "Прибалтийская", где она устроила публичный скандал, так вел себя Филипп Киркоров в эпизоде с розовой кофточкой Ирины Ароян.
- Эдуард Семенович, ваша работа, бесспорно, представляет немалый интерес. Ведущий отечественный исследователь творчества, доктор психологических наук Яков Пономарев, с которым мне довелось работать в лаборатории методологии, теории и истории психологии Института психологии АН СССР, любил говорить, что тема творчества во все времена привлекала внимание крупных мыслителей. Желаю вам успехов и удачи.
- То ли еще будет, ой-ей-ей!