В Ульяновске началась процедура объединения муниципальных управляющих компаний. Предполагается, что вскоре большая часть рынка управления многоквартирными домами будет контролироваться из одного, максимум из двух центров.
Реформирование будет проходить в два этапа. На первом в единую организацию сольются шесть муниципальных управляющих компаний, обслуживающих 432 многоквартирных дома (11 процентов жилого фонда Ульяновска). На это отведено два месяца. Второй этап реформы объединит пять домоуправляющих компаний (ДУК), которые имеют форму акционерных обществ со 100-процентной долей муниципалитета. ДУКи обслуживают более двух тысяч многоквартирных домов. Этот процесс, по планам, завершится не ранее ноября нынешнего года. Весь технический штат компаний (сантехники, дворники и так далее) останется прежним: под сокращение попадет только управленческий аппарат.
Пока окончательно не определено, будет ли в городе создана единая муниципальная управляющая компания, либо это будут два акционерных общества (отдельное - для ДУКов).
- Единая организация сможет контролировать порядка 60 процентов многоквартирных домов в городе. А оптимизация административно-управленческого персонала позволит экономить в общей сложности до 20 миллионов рублей ежегодно, - заявил председатель комитета ЖКХ мэрии Ульяновска Владимир Егоров.
Применение сэкономленным деньгам уже нашли: их планируется пустить на капитальный ремонт ветхого жилья. Распределять деньги по объектам будут городской комитет ЖКХ и руководитель управляющей компании при участии мэра Ульяновска. Для того чтобы процесс расходования средств был максимально прозрачным, не исключено, введут 5-ступенчатый контроль, такой же, как при освоении денег, выделенных на капитальный ремонт жилья в рамках Фонда ЖКХ. В нем участвует комитет ЖКХ мэрии, управляющая компания, старшие по домам, думский комитет, компания-подрядчик, выполняющая работы.
Для Ульяновска такая реформа - своеобразный шаг в прошлое, когда в городе работала одна компания - Дирекция единого заказчика (ДЕЗ). По словам инициаторов объединения, шаг этот скорее вынужденный. Прежде всего здесь играет роль человеческий фактор: управлять шестью руководителями, каждый из которых понимает данное ему задание по-своему, сложнее, чем одним человеком. Одного управленца легче проконтролировать, проще с него спросить. А потому эффективность работы коммунальщиков, по идее, должна повыситься.
Пока же результатами работы ульяновские муниципалы, увы, похвалиться не могут: на сегодняшний день кредиторская задолженность шести управляющих компаний составляет чуть более 600 миллионов рублей (львиная доля от этой суммы - долг за потребленные энергоресурсы). Дебиторка - почти 340 миллионов рублей. При этом большая часть муниципального фонда - это старые дома, требующие основательного ремонта, установки приборов учета и других дорогостоящих затрат.
Мэр Ульяновска Александр Пинков отметил, что ждет от реформирования повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, эффективности управления и исполнения поручений главы города. Между тем, по мнению некоторых экспертов, объединение муниципальных компаний приведет к монополизации на рынке ЖКХ.
- Эффект будет обратным, - считает руководитель "Центра защиты прав потребителей", депутат Ульяновской городской думы Григорий Каленов. - Любая монополия имеет две черты: это большой и немобильный управленческий аппарат и снижение качества оказываемых услуг при увеличении их стоимости. Возможно, что на каком-то из этапов мы и увидим сокращение абсолютных цифр. Но никто нам не покажет, как изменятся цифры относительные. Все мы помним, к чему привела работа в нашем городе ДЕЗ.
По мнению Каленова, наиболее оптимально сегодня развивать частно-муниципальное партнерство, предлагая частным компаниям участие в УК своим капиталом. В противном случае будет создана очередная "неповоротливая" структура.
Между тем в мэрии Ульяновска пояснили, что вопрос о вхождении в единую муниципальную компанию частников в настоящий момент пока рассматривается. Постановление о слиянии УК будет подписано до конца недели.
Дмитрий Гордеев, Институт экономики города:
- Если коротко оценить задумку городских властей, то это шаг к подавлению зарождающейся конкуренции в сфере управления многоквартирными домами. Логика проста: наши (муниципальные) управляющие лучше, качественнее, честнее. Жилищный кодекс не дал органам местного самоуправления ни функции организовывать процессы управления жильем, ни контрольных функций. Нет таких полномочий у города и по Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Муниципалитет просто равный собственник среди прочих. Представитель города может только голосовать на общих собраниях в конкретных домах, где часть квартир остается в муниципальной собственности. Таким образом, по закону органы местного самоуправления отвечают в домах только за несение бремени содержания в размере своей доли (по России это около 20 процентов).
Соответственно, функции комитета ЖКХ мэрии в таком случае должны быть совсем иными, не такими, как это было тогда, когда город принимал решения, кто, где и как должен содержать и ремонтировать дома. Но муниципалитеты до сих пор нередко незаконно присваивают себе функции руководителя всем процессом управления. В сфере управления домами создавать не только МУПы, но и хозяйственные общества (ОАО, ООО) со стопроцентным капиталом город не может - нет полномочий. Это все равно что создавать муниципальные магазины. Или станции техобслуживания автотранспорта и еще при этом требовать от владельцев автомобилей: "все на наши СТО".
На самом деле мотив, который движет властями, зачастую не забота о качестве коммунального обслуживания и гражданах, как это обычно преподносится чиновниками. Полагаю, что главное в этом вопросе - деньги.
Платежи за ЖКУ - это второй бюджет города. Но за этими затратами нет контроля по бюджетному законодательству, зато есть свои "ручные" директора ДЭЗов… Бюджет в любом случае будет помогать работе коммунального хозяйства - только закон требует, чтобы эти "вливания" шли через потребителей, которым государство компенсирует часть квартплаты. А чиновники заинтересованы в "обезличенном" виде бюджетных вливаний в коммуналку.
В городе Уфе тоже был когда-то один МУП, который управлял большинством домов в городе. Когда был принят закон № 185 "О Фонде содействия реформирования ЖКХ", согласно которому регионы получали серьезные средства для приведения в порядок жилого фонда, но взамен должны были проводить "разгорсударствление" отрасли, в столице Башкирии придумали схему: подрядчики стали называться управляющими, а МУП стал у них "на подряде" реально управлять все теми же домами. Деньги собирает, заказывает "по поручению" собственников капремонт. Формально закон не нарушается, но реально реформирование нулевое.
Главная беда в том, что собственники пока еще пассивны, а муниципалитетам это выгодно. Тем не менее уже есть в России города, где в управлении жилым фондом появилась реальная конкуренция, разные УК предлагают свои условия, борются за рынок, за каждый дом, а значит, обслуживание домов становится дешевле и качественнее. Например, в Новошахтинске Ростовской области муниципалитет не создал ни одной управляющей организации. Там работают только частные УК, нет единой средней платы за содержание и ремонт. Все решают сами собственники. Для многих российских городов это звучит пока как фантастика.