Сергей Дебижев: "Золотое сечение" - это наш интеллектуальный ответ голливудской "Матрице"

Петербургский кинорежиссер Сергей Дебижев снял художественный фильм "Золотое сечение", который включен в основной конкурс "Кинотавра". Корреспонденту "РГ" режиссер рассказал, с какими трудностями столкнулась группа на съемках в Камбодже и почему фильм позиционируется как "наш интеллектуальный ответ голливудской "Матрице".

Российская газета: Долго же вы не снимали кино... Чем занимались все это время?

Сергей Дебижев: Я постоянно снимаю, перерывов не делал. Просто я занимаюсь документальным кино, которое не так "шумит", как игровое. Мы с Борисом Гребенщиковым делаем цикл музыкально-документальных фильмов "В реальном времени" - о мировых культурах и религиях. Когда снимали фильм про Камбоджу, у меня возникла идея сделать игровую картину. Страна произвела настолько сильное впечатление, что возник сюжетный ход - история с заброшенным казино, которое французы построили в начале XX века на горе, и оно до сих пор стоит там, как "Титаник"... Я написал сценарий. Он менялся, трансформировался в процессе реализации, особенно во время съемок в Камбодже, бесконечно добавлялись какие-то хитросплетения. На последнем этапе к работе подключился Константин Мурзенко, за что я ему благодарен.

Над "Золотым сечением" работал долго, около трех лет. Оттачивал монтаж, являющийся главным выразительным элементом нашего фильма.

РГ: Знаю, что сначала фильм назывался "Сезон дождей", и вы снимали его в Камбодже именно в сезон дождей.

Дебижев: Рабочее название в процессе съемок картины стало неактуальным. Гораздо больше подходит ей эффектное "Золотое сечение". В Камбоджу мы намеренно ездили в сезон дождей (с конца мая по сентябрь), потому что в другое время там и катастрофически жарко, и небо постоянно плоское. Летом там красивая облачность, постоянное изменение природы, облаков, временами идет дождь, что добавляет картине красочности, разнообразия. Хотя в это время снимать нелегко: дождь непрогнозируемый, сцена может начинаться при ярком солнце, потом льет дождь, и опять выходит солнце... Вообще Камбоджа оказалась крайне непростым местом для съемок, беспорядочным. Там отсутствует кинопроцесс. Мы брали аппаратуру в Таиланде. Меняли места съемок: те, которые отбирали предварительно, потом исчезали (где-то был пожар, где-то прошел сель или дожди изменили местность). Приходилось импровизировать, что, на самом деле, картине не повредило, а даже наоборот. Трудностей было немало. Менталитет жителей Камбоджы специфический, нам не понятный. Там для людей не существует слово "завтра", только "здесь и сейчас". Когда пытаешься договориться с ними о чем-то на завтрашний день, они тебя не понимают. У них немного инфантильная, детская психология.

РГ: Слоган вашего фильма "Я выжил в Камбодже..."

Дебижев: Фраза появилась не случайно. С одной стороны, она является частью биографии нашего главного героя, а с другой - в Камбодже популярны футболки, на которых изображены все виды мин, заложенных в стране, и эта надпись на спине "Я выжил в Камбодже". Это хорошо легло на нашу историю. Что касается мин, по данным ООН, если страна будет разминироваться такими темпами, как это происходит сейчас, то понадобится еще 250 лет. Представляете, насколько сложны и экстремальны были наши съемки: мины, зловредные насекомые и, конечно, змеи. Страна насыщена змеями, и нам приходилось постоянно учитывать этот фактор: в траву ни ногой, пока специально обученные люди не провели зачистку перед съемками на открытой местности. Змеи любят выползать на закате, а это, как известно, наиболее эффектное время для съемок. Снимали быстро, пока они не выползли. Особое расположение небес, что все остались живыми и здоровыми. О страшной жаре и влажности даже не говорю.

РГ: По жанру "Золотое сечение" - авантюрная драма, приключенческое кино? На какую аудиторию рассчитываете?

Дебижев: Я считаю, что изобретен новый жанр, и называю его "кинокартина". Жанр говорит о том, что в игровом кино возможно все - любые фактуры и характеры изображения, любые монтажные ходы, любая степень выразительности при цветокоррекции, монтаже, компьютерной графике. Это достаточно необычное зрелище, которое может быть рассчитано на самую широкую аудиторию. Есть в картине звезды первой величины, они привлекут массового зрителя, и есть особый уровень странности, метафизической глубины - для зрителя вдумчивого. Много разноплановых тем: масонская, шпионская, этническая, историческая, модно-гламурная. Почти абсурдная современная жизнь, которая правит миром, стилистический хаос.

Жанр в нашей картине все время меняется, как в калейдоскопе: то это силовые приключения, то задумчивые рассуждения, то философская притча вдруг превращается в комедию, фарс или мелодраму. В эклектичности, я считаю, сильная сторона фильма. Он очень быстрый, с динамичным монтажом. Надеюсь, что зритель будет смотреть его не отрываясь. Если у нас план более двух секунд - это уже рассматривается нами как длинный план. И вообще в картине такое количество монтажных склеек, по которым плачет Книга рекордов Гиннесса. За несколько тысяч выходит.

РГ: 10 июня фильм выходит в прокат. Он анонсируется как "наш интеллектуальный ответ "Матрице". С вашей подачи?

Дебижев: Рекламную кампанию прокатчики строят из своих соображений, которые вполне понятны. Конечно, они работают на картину, пытаются привлечь к ней самую широкую публику. Это нормально в мире пиара.

РГ: Актера на главную роль нашли легко?

Дебижев: Не скрою, были мучительные и долгие поиски. В сценарии был прописан некий циничный интеллектуал, уставший от гламурной жизни. К сожалению, подходящего актера такого возраста на нашем кинематографическом горизонте не нашлось. Ну нет у нас ни Брэда Питта, ни Джонни Деппа. Выбор пал на хорошего, сильного актера Алексея Серебрякова, он и по возрасту подошел к нашей истории. Мы преодолели некий сложившийся силовой образ Серебрякова, он прекрасно с этим справился. И вместе с тем под его внешность, психофизику пришлось подредактировать сценарий и даже слегка сюжет.

Для Михаила Ефремова и Ренаты Литвиновой были написаны специальные сцены. Я хорошо знаю их и хотел, чтобы они присутствовали в картине. Персонаж Литвиновой (она играет Демона гламура) оказался значительным для сюжета, и я увеличил ее роль. Ефремов сыграл в ретрокуске (действие у нас происходит в нескольких временах и плоскостях) роль негодяя-политрука, который мучает деда главного героя в военных эпизодах, связанных с "Нормандией-Неман". Ефремов великолепен.

Убедительно и эффектно выглядит в роли магистра масонского ордена народный артист России, ведущий актер Александринского театра Николай Мартон. К сожалению, в современном кинематографе почти не востребованы такие большие мастера. Теперь в кино модна динамичная молодежная политика.

В фильме сыграл Сергей Бугаев "Африка", более известный как художник-концептуалист, зрители помнят его по фильму Сергея Соловьева "Асса" (снялся он и в ее продолжении). У нас ему досталась роль русского зоолога, помогающего главным героям.

РГ: Гребенщикова в фильм пригласили?

Дебижев: В "Золотом сечении" звучит его замечательная песня. Петербургские композиторы Виктор Сологуб, Алексей Карпов написали для фильма роскошный, на мой взгляд, саундтрек, который может существовать и сам по себе. Сологуб ездил в Камбоджу, записывал этническую музыку, обрабатывал там материал на звукозаписывающей студии знаменитого музыканта Питера Гэбриэля.

РГ: Новую кинозвезду вам удалось открыть?

Дебижев: Ксения Раппопорт в процессе наших съемок стала настоящей кинозвездой, она уезжала в Италию получать Кубок Вольпи за лучшую женскую роль. Нашим открытием стал молодой актер Санкт-Петербургского Небольшого драматического театра Даниил Шигапов (персонаж по имени Гарри, "плохой-плохой"). Считаю, что у него хорошее будущее. Очень надеюсь, что его заметят и станут снимать в большом кино.

Справка "РГ"

График, живописец и дизайнер Сергей Дебижев в кино начинал как документалист ("Жажда", "Золотой сон"). Режиссер клипов групп "Аквариум", "ДДТ", Олега Газманова. Автор и режиссер телепрограммы "Карфаген" (1994-1995, РТР). Фильм с участием Сергея Курехина "Два капитана 2" вошел в историю кино.