В России отдыхающих будут страховать перед посещением аттракционов

В Мосгордуме готовится законопроект, согласно которому предлагается ввести обязательное страхование ответственности за жизнь и здоровье посетителей аттракционов.

Владельцам дорогостоящей техники придется дополнительно раскошелиться и заключить договоры со страховщиками. Если вдруг случится ЧП во время катания на качелях или каруселях, то страховая компания должна будет возместить пострадавшим моральный и материальный ущерб.

А пока депутаты работают над новым законом, в двух столичных парках - Измайловском и "Сокольниках" - уже вовсю страхуют посетителей аттракционов. Какой смысл в предлагаемом нововведении - выяснял корреспондент "РГ".

Аттракционное ОСАГО

С тех пор как руководство парка "Сокольники" обязало всех хозяев аттракционов страховать свою ответственность перед посетителями, цена входных билетов подросла здесь примерно на 10-20 рублей. Понятно, что хозяева поделили затраты с отдыхающими. Но безопасность того стоит.

- Если владельцев заставят ввести страхование, это добавит отдыхающим уверенности в надежности аттракционов, - считает заместитель начальника Спецгостехнадзора объединения административно-технических инспекций (ОАТИ) Владимир Бачурин. - Конечно, нельзя исключать так называемый "человеческий фактор", но посудите сами: выплаты по страховым случаям будут немаленькие. Кому же захочется их компенсировать?

Поэтому владельцы приложат максимум усилий, чтобы аттракционы были в порядке.

Пока же страхование отдыхающих - дело сугубо добровольное. Как КАСКО для автомобилистов. Но у автомобилистов есть еще и ОСАГО. А это уже обязательная страховка.

- Любая техника - это риск, - продолжает Бачурин. - Автомобиль, самолет, теплоход, катер, даже лифт - средства повышенной опасности. То же самое и аттракционы. Так почему же люди, которые там катаются, не застрахованы, как пассажиры в машинах, поездах или самолетах?

Техосмотр прошел!

Нельзя сказать, что сегодня владельцы столичных аттракционов безответственно подходят к своей работе. После ЧП в Лианозовском парке, когда рухнул аттракцион "Сюрприз" и пострадали люди, прошло шесть лет. С тех пор, слава богу, никаких серьезных происшествий не было.

Во многом это заслуга Спецгостехнадзора, который очень жестко контролирует техническое состояние парковой индустрии развлечений. Техосмотр аттракциона мало отличается от того, который проходит автотранспорт. Прошедшему присваивается порядковый номер. Он указан на табличке черного цвета. Табличка означает: аттракцион зарегистрирован в Спецгостехнадзоре, значится в реестре, кататься на нем безопасно. Кроме того, каждый механизм получает талон, подтверждающий его исправность. Увидеть его можно на кассе, при этом стоит обратить внимание на дату, до которой разрешена эксплуатация.

Талон выдается на год, а номер - на весь период эксплуатации аттракциона. Как говорит Бачурин, подделать их невозможно, так как они производятся на предприятии, которое делает номерные знаки на автомобили и самоходную технику. Когда аттракцион отработает свой срок, его снимут с учета, а номер утилизируют.

Колесо заклинило

В этом сезоне к работе допущены 754 аттракциона из 894.

Остальные 140 либо устарели и готовятся к списанию, либо поставлены на капитальный ремонт. Часть разъехалась по городам и весям с гастролями.

Из семи имеющихся в столице "колес обозрения" допуск к работе в этом сезоне получили только пять. Нет претензий к тем, которые расположены на ВВЦ, в Сокольническом и Измайловском парках.

А вот большое и малое "колеса обозрения" в ЦПКиО имени Горького демонтированы. Не будут работать эти популярные аттракционы в Останкинском и Филевском парках. Их владельцы не удосужились пройти техосмотр, получить регистрационный знак. Поэтому не разрешено их использовать.

Советские "старожилы"

Примерно 40 процентов московских аттракционов остались с советских времен. При этом, по словам специалистов, "старички" еще полны сил и энергии. "При их производстве закладывался шестикратный запас прочности на металлоконструкции, - говорит Владимир Бачурин. - То есть если завод-изготовитель заложил 15 лет эксплуатации, то при умножении на шесть получается 80 лет службы". Так что еще поживут..."

Остальные 60 процентов аттракционов, работающих в Москве, - импортного производства. По словам гендиректора научно-внедренческого предприятия "ДиаМет" Андрея Балахнова (эта организация проводит техническое освидетельствование аттракционов), основная часть импортной техники уже отработала за границей по 7-10 лет. Правда, это само по себе не означает, что она опасна для жизни. "Срок службы этих аттракционов не ограничен при условии, что в течение 15 лет будет произведена полная разборка механизмов, проверка и замена изношенных узлов", - уточнил Балахнов.

Покупать же новую "забаву" - дело затратное. Например, простейшая карусель с лошадками стоит до 170 тысяч евро, катальная гора высотой 8 метров - 250 тысяч евро, а за "колесо обозрения" диаметром 60 метров придется выложить 2,5 миллиона евро. Мало кто из владельцев парков и развлекательных комплексов готов на такие вложения - они будут окупаться годами. Но почему москвичи, которые вынуждены пользоваться аттракционным "секонд-хендом", должны входить в положение предпринимателя и кататься на свой страх и риск?.. В такой ситуации без страховки никак не обойтись.

Спецгостехнадзор ОАТИ Москвы:
тел. (499) 268- 55- 83.

cоветы

Как вести себя на аттракционах?

  • Специалист отдела Спецгостехнадзора ОАТИ Александр Соколов рекомендует:
  • Необходимо соблюдать правила поведения на аттракционах, которые вывешены перед входом в зону катания. Есть аттракционы повышенного риска (вроде "американских горок", "хип-хоп", "брейк-данс", "астро-пакс", "кондор" и другие), куда пускают только взрослых и подростков с 14 лет.
  • Во время катания руки должны быть свободными, чтобы крепко держаться за поручни, цепи, перекладины и другие элементы конструкций, предназначенные для страховки людей.
  • Ни в коем случае нельзя пить и есть во время движения аттракциона.
  • Категорически запрещено кататься в нетрезвом состоянии.
  • Не желательно: надевать длиннополую одежду (она может зацепиться за детали аттракционов и запутаться), завязывать детям слишком пышные банты, волосы лучше убрать.
  • Если вам страшно, лучше отказаться от катания. Удовольствия не получишь, а навредить здоровью можно. По мнению врачей, от экстремальных нагрузок при разгоне на аттракционах возрастает риск сосудистых осложнений, чреватых инсультами, инфарктами и другими неприятными последствиями.
цена вопроса

Самые дешевые аттракционы в столице - детские. Цена - от 20 рублей.

Автодром - 150-200 рублей.

Самые дорогие - экстремальные. Например, прокатиться на "Башне свободного падения" или "Биг Бене" высотой с 17-этажный дом можно за 300 рублей (по крайней мере - в парке имени Горького).

"Американские горки" - 350-400 рублей. Первый ряд ценится особо - 800 рублей.

Чудо-качели "Корабль мечты" - 150 рублей.

Если вы хотите посмотреть на столицу с высоты птичьего полета (72 метра) на "колесе обозрения" "Москва-850" на ВВЦ , то катание в закрытой кабинке стоит 200 рублей, в открытой - 250 рублей.

В ЦПКиО имени Горького можно купить абонемент на весь сезон сразу на все аттракционы. Его стоимость зависит от дней недели (в выходные - дороже), когда человек намерен посещать аттракционы. Взрослый абонемент (исключительно на выходные и праздничные дни) обойдется в 2500 рублей; детский (до 8 лет) - в 1100 рублей.

В будние дни цена соответственно 1500 и 800 рублей.