02.06.2010 23:28
    Поделиться

    В Ростовском музыкальном театре поставили "Князя Игоря"

    Легендарная русская опера Бородина "Князь Игорь", поставленная на сцене Ростовского государственного музыкального театра, стала роскошным даром для всех любителей искусства.

    Сюрпризом эту премьеру назвать нельзя, скорее, долгожданным событием. Театр начал работу над постановкой два года назад, в 2009-м был осуществлен концертный вариант, который прошел с большим успехом. И вот на сцене мощный спектакль, в котором раскрылись разнообразные грани таланта творческого коллектива Ростовской оперы. Солистам не откажешь в мастерстве: партии Ярославны, князя Игоря, хана Кончака производят сильное впечатление, как и тонкая работа молодого, но весьма перспективного хора под руководством Елены Клиничевой. Художник по свету Ирина Вторникова удивляет разнообразием эффектов. Более трехсот богатых костюмов были сшиты вручную. Над одним костюмом работали подчас несколько цехов. Все это создает атмосферу феерического действия, пропустить которое для настоящего меломана просто невозможно.

    - Этот спектакль - знаковое для нас событие, - сказал художественный руководитель театра Вячеслав Кущев. - Такие постановки готовятся всей жизнью театра. Несколько лет назад никто и не предполагал, что мы сможем рискнуть и замахнуться на этот проект.

    Финал оперы отличается от канонического. Хан Кончак, настроенный абсолютно миролюбиво, неоднократно предлагает князю Игорю мир и сотрудничество, если тот даст обещание не поднимать меча против половцев. Игорь отвечает категорическим отказом, ему удается бежать из плена. Седой, обезумевший, одетый в рубище - таким предстает в финале постановки перед зрителями гордый русский князь. В конце звучит хор, в который вливаются голоса Ярославны и ее супруга.

    - Мы думали о Китеже, о том, что люди уходят туда, где все равны, - сказал режиссер-постановщик Юрий Александров. - А традиционный ура-патриотический финал этого произведения меня всегда раздражал. Известно, что Бородин не успел дописать оперу, ее заканчивали коллеги Римский-Корсаков и Глазунов. Возможно, если бы Бородин смог завершить свое произведение, он сделал бы другую концовку. Мы предложили самобытную историю, о том, как живет Россия. Сейчас, когда стал вопрос о столкновении и взаимопроникновении культур Запада и Востока, я нахожу много параллелей с тем, что происходило во времена князя Игоря и в настоящий период. У нас тихий финал, я хотел подчеркнуть, что пришло время не "собирать силы", а "собирать камни". Мы не даем ответов, мы ставим вопросы.

    - "Князь Игорь" - одно из самых загадочных произведений мирового оперного искусства, - считает художник-постановщик Вячеслав Окунев. - Этот спектакль поднимает один из самых сложных вопросов: чего больше в русском человеке - западного или восточного.

    Поделиться