Новости

03.06.2010 00:26
Рубрика: Происшествия

Конец фильма

Можно ли верить рекламным призывам?

- Извините, но сегодня у нас скидка только на один фильм из всего репертуара, - вежливо объясняет мне кассирша из кинотеатра.

- Да как же так? - недоумеваю я. - У вас же в рекламном буклете написано, что скидка на все сеансы!

- Молодой человек, но ведь это же всего лишь реклама!

Скидка по меморандуму

Это был будний день, и у меня было много свободного времени ввиду случившейся отпускной недели. Работающие друзья доверили мне приобрести для них билеты на вечерний сеанс. Выбор пал на белгородский кинотеатр "Победа", в холле которого распространялись рекламные буклеты следующего содержания: "КАЖДУЮ СРЕДУ! На все билеты абсолютно для всех пятидесятипроцентная скидка! Спешите в кино за полцены!"

Полцены - это хорошо. Полцены - это когда стандартный билет за 120 рублей обходится всего за 60. Именно так я рассуждал, протягивая кассирше тысячерублевую купюру:

- Пять билетов, пожалуйста! Ой, а почему вы мне только 400 рублей сдачи дали?

- Потому что каждый билет стоит 120 рублей.

- Но ведь сегодня как раз среда!

Тут-то и выяснилось, что на этот и многие другие фильмы распространяется некий меморандум, в соответствии с которым прокатчик запрещает кинотеатру устраивать скидки и специальные акции - чтобы получить максимальную прибыль.

- Погодите, я так не согласен! Заберите назад билеты и верните мне мои 600 рублей!

-Это невозможно!

И действительно - на билете черным по белому указано, что он обмену и возврату не подлежит.

- А как же Закон "О рекламе"?

- Извините, у меня работа!

Скажите "ФАС!"

Из кинотеатра я вышел не в лучшем настроении. Не то чтобы мне было жалко 300 рублей - просто обидно, когда тебя обманывают. Поделился проблемой с одним из друзей - и тот посоветовал:

- А ты позвони антимонопольщикам!

Сказано - сделано. Девушка из приемной на удивление быстро соединила меня с руководителем управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области Сергеем Петровым, который выслушал печальную историю и сразу спросил:

- Заявление писать будете?

- Непременно! - пообещал я.


…Полчаса спустя руководитель белгородских антимонопольщиков в компании двух специалистов и автора этих строк уже изучал рекламную листовку в холле кинотеатра. Потом попросил продать билет за полцены - и, разумеется, получил отказ.

- А могу я в таком случае получить объяснения от администратора?

Девушка-администратор с готовностью объяснила, что кинотеатр и рад бы сделать скидку на новый фильм, но меморандум связывает их по рукам и ногам.

- Почему же в таком случае вы вводите в заблуждение своих клиентов? - спросил представитель УФАС. - Теперь мы вынуждены принять заявление от пострадавшего гражданина, которого глубоко возмущает такое нечестное к нему отношение.

Этим гражданином, как вы понимаете, оказался я.

Все по закону

Спустя несколько дней я получил заказное письмо с просьбой явиться в управление ФАС в назначенный день для рассмотрения претензий к кинотеатру. К тому моменту я уже изучил тематические интернет-сайты и выяснил, что Закон "О рекламе" позволяет наказать недобросовестного рекламодателя, но возмещение ущерба потребителю - это уже из другой оперы. Зато соответствующие положения нашлись в другом законе - "О защите прав потребителей"…

Само заседание продлилось считаные минуты. Директор кинотеатра "Победа" Галина Лобач, которую также пригласили в УФАС, конфликтовать не собиралась. Она пояснила, что рекламная листовка с рекламным объявлением, содержащим недостоверную информацию, была изготовлена, когда она и руководитель рекламной службы были в командировке, а также полностью признала персональную вину и принесла свои извинения.

Тем не менее на этом наше общение не закончилось. Уже перед уходом я попросил директора кинотеатра принять от меня письменную претензию и расписаться в копии о получении. В этом документе излагались обстоятельства дела и приводилась ссылка на статью 10 Закона "О защите прав потребителей", которая возлагает на исполнителя услуг обязанность предоставлять "необходимую и достоверную информацию" об услуге, в том числе "цену в рублях и условия приобретения". Просил самого малого - "в установленный законом десятидневный срок вернуть 300 рублей, составляющих разницу между стандартной стоимостью билета и размером скидки, указанной в рекламном буклете" (так было написано в претензии). В противном случае обещал обратиться в суд.

P. S.

Спустя несколько дней я получил назад свои 300 рублей. Не осталось в накладе и государство: директору кинотеатра пришлось нести административную ответственность за нарушение законодательства о рекламе и платить штраф - четыре тысячи рублей.

Практика

Если вас обманули в магазине или плохо отремонтировали сапоги, приготовьтесь к тому, что вам придется побегать, чтобы отстоять свои права. Как правило, телефонный звонок в отдел по защите прав потребителей проблему не решит: придется ходить по инстанциям, писать претензии и т. д.

Прежде чем обратиться за помощью в контролирующую инстанцию, определитесь, какой закон нарушен. Если, к примеру, вам отказывают в гарантийном ремонте преждевременно сломавшегося чайника, то налицо нарушение Закона "О защите прав потребителей", и вам прямая дорога в Роспотребнадзор. Если же вы соблазнились на недостоверную рекламу, в которой вам пообещали при покупке чайника подарить еще и утюг, который в итоге так и не подарили, то здесь речь идет о нарушении Закона "О рекламе". В этом случае следует обратиться за помощью в антимонопольную службу.

Если у вас проблемы с официально-деловым стилем - не беда. В Интернете легко найти образец типичной претензии, которую можно использовать в качестве "трафарета", дополняя фактическими обстоятельствами вашего дела.

Прежде чем соблазниться на рекламный посыл, обратите внимание: нет ли рядом значка * или написанного мелкими буквами примечания? Очень часто, обещая какой-нибудь бонус, рекламодатели указывают самым миниатюрным шрифтом, что акция распространяется только на первых 100 покупателей или отсылают за подробностями на официальный сайт компании. В этом случае доказать факт недобросовестной рекламы будет сложно.

Если вы считаете, что вас обманывают, постарайтесь запастись доказательствами. Сгодится позаимствованная на стойке рекламная брошюра, сделанная на камеру мобильного телефона фотография рекламного баннера, товарный чек.

Опытные люди не советуют давить на эмоции при отстаивании своих прав. Закатить истерику - не лучший вариант. Грамотно написанная претензия производит на продавцов гораздо большее впечатление. Как правило, даже призрачная перспектива судебного разбирательства заставляет недобросовестных дельцов идти на уступки.

Куда пожаловаться

Горячая линия управления Роспотребнадзора по Белгородской области работает с 10 до 17 часов с понедельника по пятницу. Телефон: 8-800-200-47-22, звонок бесплатный. С письменной жалобой можно обратиться по адресу: г. Белгород, улица Железнякова, д. 2.

Отдел правового обеспечения и контроля рекламы Белгородского УФАС осуществляет контроль за соблюдением законодательства о рекламе. Телефоны: (4722) 32-51-59 и (4722) 20-51-48. Информацию также можно оставить в разделе "Обратная связь"на сайте www.belgorod.fas.gov.ru

Отдел защиты прав потребителей администрации г. Белгорода принимает письменные и устные обращения граждан по телефону: (4722) 32-42-39. Можно обратиться напрямую по адресу: г. Белгород, ул. Н. Островского, д. 7.

Происшествия Правосудие Охрана порядка Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Белгородская область Белгород