Кинокритик, автор и ведущий программы "Тихий дом" Сергей Шолохов выступил в роли арт-директора I Международного кинофестиваля стран Арктики "Северное Сияние".
Об этом и многом другом он рассказал корреспонденту "РГ".
Российская газета: Сергей Леонидович, по какому принципу отбирались конкурсные картины?
Сергей Шолохов: Мне было важно, чтобы вся программа, представленная для высокого жюри, была сбалансирована: чтобы не было ни высоких бюджетов, ни заведомо любительского кино. Чтобы в сюжетах не было примитивизма и одновременно чтобы они не были бы слишком заумными. Я стремился к балансу. Но главное, что все эти фильмы вызывали у меня желание ими поделиться.
Среди кинолент много фильмов с открытым финалом. Они неоднозначные. Вот, например, картина "Пудана - последняя в роду". Да, побег и возвращение в родную юрту не удались, ненецкую девочку Неко против ее воли возвращают в русскую школу-интернат. Она вынуждена расстаться со своей культурой и обычаями. Но, утрачивая национальное своеобразие, она приобретает социальную жизнь. С одной стороны, происходящее весьма непозитивно. Но с другой стороны, это жизнь. Мы демонстрируем настоящую, неприкрашенную жизнь. В фильмах показаны люди, которые противостоят судьбе. И было очень интересно сравнить, как это делают художники разных стран.
Мне очень не нравятся фильмы, где сюжет предсказуем. В фильмах, отобранных на кинофестиваль, герой сталкивается с судьбой. Кинематографисты разных стран очень по-разному решают, что выйдет из этого столкновения и откуда человек черпает силы, чтобы противостоять жизненным обстоятельствам.
РГ: Где эти резервы?
Шолохов: Иногда они только внутри самого человека. Но эти пограничные ситуации острого столкновения с судьбой ни в коем случае не должны быть запрограммированы на хеппи-энд. Потому что тогда это будет неправда. Это могут быть разные истории. Порой - открытый финал, дающий возможность зрителю самому анализировать и делать выводы. И даже если герой пропадает, то мы, зрители, должны задуматься: почему так случилось? А другой герой может выстоять. И тогда у нас опять возникает вопрос: почему? Почему один держит удар, а другой ломается? При этом интересно, как разные кинематографы по-разному демонстрируют столкновение человека с жизненными трудностями. Кинематограф одной страны говорит об этом без надрыва, даже с иронией. А другой рассказывает похожую историю, но с меланхолической грустью. Это разные национальные характеры, разные подходы. Тем не менее в них очень много общечеловеческого содержания. Вот из таких разных историй складывается картина, чем живет наш современник, к тому же близкий сосед. По сути, все мы - северные соседи - географически очень близки и сталкиваемся с одними и теми же проблемами. "Тело" кинофестиваля мы формировали именно из такого кинематографа, близкого простым людям.
РГ: В одном из интервью вы как-то сказали, что каждый фестиваль имеет свой стиль: Каннский - роскошный, Берлинский - "промышленный", Венецианский - несколько провинциальный... А у Арктического фестиваля уже есть свое "лицо"?
Шолохов: Безусловно, оно бодрое, энергичное. Этот кинофестиваль рассчитан на людей, которые занимают активную жизненную позицию, интересуются происходящим. Этот фестиваль не для тех, кто устал от жизни, пришел в кинотеатр забыться и расслабиться. Он для тех, у кого глаза горят, кто хочет найти свое место в жизни. И благодаря кинематографу хочет понять, где капризы рока, а где логика судьбы.
РГ: Вы согласились стать арт-директором нового фестиваля, зарождающегося на краю земли. В этом была доля авантюризма с вашей стороны?
Шолохов: Нет, никакого авантюризма не было. Просто меня пригласил его идейный вдохновитель и организатор Юлий Малакянц, которого я знаю как абсолютно надежного партнера. И если он за что-то берется, можно быть уверенным, что он доведет это дело до логического конца. Поэтому я с удовольствием взялся за свое дело. Мои страхи могли бы быть только в том случае, если бы я сомневался в надежности фестивальной машины. Но поскольку сама машина в этом случае организована великолепно, то мне осуществлять рулевое управление составляет профессиональное удовольствие. Я могу не сомневаться, что все заявленные фильмы непременно прибудут на фестиваль, и прибудут вовремя. Что каждый фильм будет грамотно переведен, а у каждого зрителя будет наушник. Что вся механика будет работать. Не говоря уже о том, что гости будут прилетать вовремя и им не придется дожидаться на ресепшене своих номеров. И такое общее ощущение слаженности очень бодрит.
РГ: Участникам и гостям фестиваль понравился, у них есть желание вернуться?
Шолохов: Кинофестиваль делает первые шаги. На этом этапе очень важно международное общественное мнение. Но никто из гостей - даже те, кто уехал без призов, - не был огорчен. "Северное Сияние" обязательно вернется на следующий год. Но в течение года будет множество мероприятий: кинопоказов, творческих встреч. Так что "Северное Сияние" форева!
Ингрид Венингер, сценарист, член жюри кинофестиваля, Канада:
- Все фильмы, представленные на конкурс, были очень интересными и профессионально сделанными. Еще мне очень понравились мурманские зрители: интерес к кинопоказам был большой. Приятно было видеть полные залы на всех показах. Приходили целыми семьями: мама, папа, дети. Они смеялись, плакали, переживали за происходящее на экране. Так что мне было интересно смотреть не только на экран, но и на зрителей.
Кнут Эрик Йенсен, режиссер, председатель жюри, Норвегия:
- Как председатель жюри я хотел бы отметить замечательную атмосферу фестиваля. Абсолютно все были вовлечены в кинопраздник: участники, гости, режиссеры и зрители. Организаторы сделали эти пять дней незабываемыми для всех. Большим успехом у жюри пользовались не только киноленты, но и русские супы, танцы до утра и отличная русская водка!
Поскольку этот фестиваль был первым, то было очень важно, как он пройдет, с каким настроением. И теперь я могу с уверенностью сказать, что "Северное Сияние" в будущем году непременно вернется в Мурманск. Я бы хотел представить на конкурс и свою картину. Правда, в этом случае я не смогу принять участие в работе жюри.
Юлий Малакянц, продюсер кинофестиваля, Россия:
- Первый фестиваль - это первый блин, и мы очень опасались, что он может выйти комом. Но этого, по счастью, не случилось. Да, я видел недочеты, некоторые сложности. Но я знаю, как их устранить, и буду над этим работать. Уже сегодня можно с уверенностью сказать, что 24 мая 2011 года в Мурманске состоится II Международный кинофестиваль стран Арктики "Северное Сияние". Все это время мы не будем жить воспоминаниями. Мы будем готовиться к новому кинопразднику, проводить творческие встречи, кинопоказы. Мурманчан ждут интересные межфестивальные мероприятия, которые, несомненно, оживят культурную жизнь столицы Заполярья.