02.06.2010 23:54
    Поделиться

    Уральские промышленники жалуются на случаи "логистического вымогательства"

    На Урале грузоотправителям не хватает железнодорожных вагонов

    В деловых кругах региона появилось хлесткое выражение - "логистическое вымогательство". Дело в том, что некоторые компании-собственники подвижного состава пытаются нагреть руки на дефиците железнодорожных вагонов.

    - Начиная с апреля наши предприятия испытывают трудности с отправкой по железной дороге произведенной продукции, - рассказал  исполнительный директор Уральского союза лесопромышленников Сергей Басманов. - В ожидании средств доставки подолгу задерживаются на складах пиловочник, балансы, круглый лес. Ну а если нет реализации изделий - нет зарплаты и оборотных средств.

    Железнодорожники не отрицают нехватку вагонов, но считают это явление временным и обусловленным объективными причинами. Свердловская магистраль переживает реорганизацию в рамках структурной реформы всего железнодорожного транспорта страны, которая должна быть в основном завершена до конца будущего года. А в году текущем выделяется в дочернюю структуру весь вагоноремонтный комплекс. Одновременно действующую грузовую компанию дополнит вторая аналогичная структура, созданная для развития конкуренции на рынке оперирования подвижным составом. При этом в уставный капитал вновь созданной компании войдет весь инвентарный вагонный парк за исключением незначительной части вагонов для собственных перевозок.

    Все это означает, что будет происходить неуклонное снижение количества вагонов, принадлежащих естественному монополисту, и наоборот, увеличение так называемого приватного парка. Уже за последние три года доля вагонов, принадлежащих промышленным предприятиям, операторам подвижного состава, лизинговым компаниям и другим организациям, не входящим в структуру ОАО "РЖД", увеличилась с 44 процентов до 71-го. Теперь частный парк полностью обеспечивает перевозку нефтеналивной продукции, цемента, комбикормов, зерна, удобрений и ряда других грузов.

    Свердловская железная дорога содействует выстраиванию отношений грузоотправителей с операторами подвижного состава. А неиспользованным резервом в решении проблемы здесь считают более качественное планирование перевозок промышленными предприятиями, в частности, равномерное предъявление ими грузов перевозчикам в течение всего года.

    Гораздо жестче оценивают положение дел в Союзе промышленников и предпринимателей Свердловской области (СОСПП). Как рассказал корреспонденту "РГ" первый вице-президент союза Михаил Черепанов, проблема поднималась на состоявшейся 26 мая встрече членов президиума совета СОСПП с губернатором Александром Мишариным, посвященной перспективам развития промышленности Среднего Урала. Принятая по итогам совещания резолюция обязывает, цитируем, "правительство Свердловской области во взаимодействии с Союзом промышленников и предпринимателей, а также СвЖД и заинтересованными операторскими компаниями, другими перевозчиками решить вопрос обеспеченности грузоотправителей порожним подвижным составом на переходный период, связанный с переформированием парка грузовых вагонов между операторами железнодорожных перевозок".

    - Насколько мне известно, переходный период в грузовом хозяйстве железнодорожной отрасли официально запланирован до октября текущего года, - говорит Михаил Черепанов. - За это время потери бизнеса могут оказаться весьма значительными, если не принять административных мер для оздоровления обстановки.

    По мнению промышленников, мягко говоря, неоправданны своеволие операторов железнодорожных грузоперевозок при определении цен за пользование подвижным составом и отказы от "невыгодных" маршрутов. При этом больше всего, по наблюдениям специалистов, страдает малый бизнес. Если крупным промышленным компаниям еще удается как-то договариваться с владельцами вагонов, то "малышей" те просто не слышат.

    Между тем

    Представителям уральской индустрии необходимо совершенствовать и собственную логистику: по данным СвЖД, по причинам, не зависящим от железной дороги, по сравнению с 2007 годом средний оборот вагона увеличился с 4,08 суток до 6,12, а собственного подвижного состава грузоотправителей - с 2,94 до 8,92. Кроме того, грузы предъявляются транспортникам неравномерно: если с ноября по март среднесуточная загрузка вагонов инвентарного парка составляет 1148 единиц, то начиная с апреля она возрастает почти вдвое.

    Поделиться