Владельцы мини-садиков в Свердловской области пытаются легализовать свой бизнес

Легализовав мини-садики, Свердловская область могла бы стать примером для других регионов, где такой же высокий дефицит дошкольных учреждений.

Нужны только добрая воля и настойчивость, чтобы довести эти мысли до федеральных органов образования. А вот с этим у уральских чиновников пока туго.

Ползунковая очередь

Сегодня в Свердловской области в очереди на получение путевки в муниципальное дошкольное учреждение (МДОУ) стоит, по разным данным, от 52 до 69 тысяч человек. Только в Екатеринбурге в "зале ожидания" томятся свыше 18 тысяч малышей (по информации общественного объединения родителей - 20 тысяч). Шансы попасть в детсад мизерны: 290 муниципальных садов, 20 ведомственных и 24 коммерческих обеспечивают всего 44,5 тысячи мест, тогда как дошколят в городе больше 65 тысяч.

Придя к власти, новый губернатор Александр Мишарин потребовал срочно разработать программу по расширению сети ДОУ. Ставка делается на "уплотнение" групп, строительство новых зданий и возврат тех, что были сданы в аренду в период демографического спада. Областные власти обещают, что к 2013 году в регионе появится 24700 новых мест.

Но родители оптимизма чиновников не разделяют: слишком уж фантастическими кажутся их планы по переселению госучреждений из бывших детских садов. Так, в Екатеринбурге из 250 зданий за несколько лет удалось вернуть к профильной деятельности всего 19. Во-вторых, что такое 24 тысячи мест при очереди в 52 тысячи?! В-третьих, разработчики "детской" программы заявляют, что на ее реализацию потребуется 24 миллиарда рублей. Интересно, где власти планируют найти такие деньги, если бюджет этого года принят с дефицитом в девять миллиардов? В конце концов, кому из родителей сегодняшних малышей нужен будет детсад к 2013 году?! К тому времени ребята уже пойдут в школу.

По словам Михаила Максимова, регионального министра экономики, бюджету не под силу построить такое количество детсадов, которое требуется. Поэтому планируется развитие негосударственных учреждений, насколько это позволяет федеральное законодательство.

Стихийная песочница

Стихийный рынок дошкольных услуг на Урале сложился как минимум четыре года назад. По оценке некоммерческого партнерства (НП) "Центры по уходу за детьми Свердловской области", сегодня только в Екатеринбурге действуют около 100 частных мини-садов, которые посещают почти 4000 ребят. Однако для чиновников они не существуют.

- Чтобы "мини-сады" стали малокомплектными образовательными учреждениями, им нужна образовательная лицензия, их помещения должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим и противопожарным требованиям, предъявляемым к ДОУ, - поясняет ситуацию начальник Управления образования администрации Екатеринбурга Евгения Умникова.

- Да, де-юре нас нет, но это совершенно не мешает Роспотребнадзору де-факто проверять нас по тем же стандартам, что и "большие" детсады: отдельный вход и огороженная площадка, разделение кухни на горячий и холодный цех, две раковины, два холодильника, подписи краской на всех ваннах, тазах, ведрах, - говорит Светлана Чернева, бывшая владелица частного детсада.

Особенно много претензий к мини-садам было на начальном этапе, когда они открывались в жилых квартирах: теснота, ненадлежащее питание...

- Многие до сих пор верят в страшилки про малышей, спящих на диване вповалку, про пьяных мужей воспитательниц, про сосиски и пельмени с кетчупом на обед. Руки опускаются, когда такое слышишь, - говорит Наталья, владелица мини-сада в Екатеринбурге.

Несмотря на то, что в последние годы наметилась положительная тенденция, условия пребывания детей в таких учреждениях по-прежнему вызывают беспокойство у Роспотребнадзора. Так, по данным свердловского управления, в 2009 году поступило 26 жалоб на деятельность мини-садов. По выявленным фактам было составлено 17 протоколов об административном правонарушении, деятельность четырех садиков была приостановлена по решению суда.

Проверки установили, что в восьми случаях детсадовскую деятельность вели граждане, вообще не зарегистрированные в качестве предпринимателей, еще трое стояли на учете в налоговой как занимающиеся образовательной деятельностью в сфере дошкольного образования, но не имели соответствующей лицензии. Также было выявлено 195 нарушений санитарного законодательства. В первую очередь они касались организации питания: не было меню, никто не контролировал качество закупаемых продуктов, продукты хранились в холодильнике, но с нарушением условий (например, мясной фарш рядом с открытым пакетом молока).

Кроме того, проверенные мини-садики не имели отдельных площадок для прогулок, в спальнях использовались двух- и трехъярусные кровати, что запрещено санитарными нормами; хозяева учреждений не могли подтвердить безопасность используемой мебели, игрушек, спортивного инвентаря сертификатами или санитарно-эпидемиологи-ческими заключениями.

- Владельцы "мини-садов" изначально нарушают закон, регистрируясь как ИП по оказанию социальных услуг, между тем по ГОСТ такие услуги оказываются детям-инвалидам, малоимущим и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а воспитанники "мини-садиков" к таковым не относятся, - утверждает начальник отдела надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Наталья Моисеева. - Во-вторых, они нарушают права потребителей: не согласовывают с жильцами многоквартирного дома перевод помещения в разряд нежилого, тогда как при открытии магазина или парикмахерской, например, это обязательно. Ни в одном мини-садике нет спортзала или музыкального зала, как это требуется по стандарту. Воспитанники мини-садиков вытесняют с дворовых площадок "местных" детей и вообще подвергаются риску, когда гуляют не на отдельной огороженной площадке.

Не устраивает надзорные органы и то, что мини-садики берут ежемесячную плату с родителей без оформления документов, включают в договор условия, ущемляющие права потребителей. В частности, не указывают время пребывания ребенка в садике, не детализируют перечень оказываемых услуг, "забывают" об ответственности воспитателя за здоровье и жизнь воспитанников, о способах разрешения конфликтов.

Голос из подполья

- Владельцы центров по уходу за детьми (ЦУД) напрямую заинтересованы в качестве оказываемых услуг и своей репутации, от этого зависит их доход, поэтому они согласны регламентировать свою деятельность. Все можно отрегулировать: и содержание меню, и содержание договоров, и нормативы площади. Только не надо предъявлять к ЦУДам санитарные требования, действующие в отношении МДОУ, это разные структуры. Задача ЦУДов - уход и присмотр за детьми, а не образование, - подчеркивают в НП "Центры по уходу за детьми".

Владельцы мини-садиков, устав работать в правовом вакууме, пытаются хоть как-то легализовать свою деятельность. Создали организацию, которая выполняет функции саморегулирования, чтобы отсечь "теневой" рынок, придумали новый термин - центры по уходу за детьми - и начали проводить добровольную сертификацию. Местные чиновники заняли выжидающую позицию. Пока нет отмашки из Москвы, инициативу одобряют, но не помогают.

При этом все прекрасно понимают, что альтернативы мини-садикам, при всех их минусах, нет и не будет в ближайшие несколько лет. Если муниципалитеты сегодня не в состоянии обеспечить среднестатистическую уральскую семью местом в детском саду, а водить в коммерческий за 14-22 тысячи месяц или нанять квалифицированную няню могут позволить себе единицы, то почему бы не использовать мини-садики в качестве варианта на переходный период? Надо лишь легализовать их деятельность во всех отношениях: организационно-правовом, санитарном, налоговом. Тогда родители будут четко знать, что требовать от таких учреждений и куда обращаться в случае нарушения своих прав.

Комментарии

Елена Птицина, пресс-секретарь НП "Центры по уходу за детьми Свердловской области":

- Мы не согласны с большинством критических аргументов Роспотребнадзора. Что признаем - так это замечания по организации питания. Но они, во-первых, относятся далеко не ко всем центрам по уходу за детьми. Во-вторых, легко исправимы. Что мешает регламентировать условия хранения продуктов, но с учетом, что детей не 200, а двенадцать? Что мешает ввести в ЦУДах меню, отвечающее возрастным требованиям ребятишек? Если по нормативным документам контролировать раскладку продуктов в блюдах имеет право только медсестра, почему бы МДОУ не "делиться" ежедневным меню с близлежащими ЦУДами? Все это и многое другое, что не устраивает контролирующие органы, можно привести к компромиссным нормам. Но этого, увы, никто не хочет делать.

Евгений Артюх, депутат Законодательного собрания Свердловской области:

- Предприниматели заинтересованы в максимальном расширении частно-государственного партнерства в области дошкольного образования. Однако мэрия не спешит легализовать мини-садики, хотя в одном из интервью глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий обещал снизить для них арендную плату на 80 процентов и уладить проблемы с санитарными службами. Хранит гробовое молчание и правительство Свердловской области. В прошлом году НП "Центры по уходу за детьми" вышли на областную Думу с предложением создать специализированные санитарные нормы для подобных учреждений. Проект документа был разработан и ушел на согласование в Министерство образования и науки РФ, по действующему законодательству утверждать документы такого уровня может только Федерация. В ответ услышали: "Все это очень интересно, учтем обязательно когда-нибудь". Пока вопрос не решен, предприниматели вынуждены работать полулегально. Передача бизнесу в аренду перепрофилированных зданий детсадов также дала бы существенный толчок развитию этой сферы.