Ресурсный потенциал Свердловской области в сфере малой энергетики - порядка 3-3,5 тысячи мегаватт, однако он вряд ли будет реализован на сто процентов. К такому неутешительному выводу пришли участники Уральской научно-практической конференции по энергосбережению и развитию альтернативных источников энергии.
По словам Михаила Шулева, директора одной из компаний, занимающихся развитием малой энергетики, на Западе такой бизнес давно стал полноправным участником энергорынка, тогда как в нашей стране все еще пребывает в роли "комара", который своим писком досаждает "большому брату".
Так, в США малые энергомощности вырабатывают треть всей электроэнергии, почти триллион киловатт-часов, в Голландии их доля еще больше - 70 процентов. В Германии эксплуатируется порядка 10 тысяч локальных генерирующих установок и даже принята государственная программа, согласно которой каждый многоквартирный дом должен иметь собственную мини-электростанцию.
На Среднем Урале аналогичных проектов пока реализовано не больше десятка. В ближайшие годы энергопарк региона должен был пополниться еще как минимум 14 современными когенерационными станциями малой мощности в рамках договора между областными властями и Внешэкономбанком, но планы спутал кризис.
- Уже 13 среднеуральских предприятий, занятых реконструкцией и расширением производства, отложили приобретение собственных энергоустановок до 2011 года. "Ухудшится системное энергообеспечение - будем заниматься этим направлением, а пока рано" - вот их позиция, - поясняет Шулев.
По признанию участников конференции, несмотря на то, что в Свердловской области принят закон о поддержке инновационной деятельности, реальных стимулов для развития малой энергетики нет. Более того, система прохождения документов крайне бюрократизирована. Например, чтобы получить разрешение комиссии по локальным энергоисточникам при администрации Екатеринбурга на строительство объекта малой генерации, надо заключить договор социального партнерства, а это увеличивает накладные расходы. Возникают сложности и при попытке согласовать в электросетевой компании технические условия на подключение мини-станции к общей сети, хотя инвесторы, как правило, заинтересованы в продаже излишков энергии.
Имеются и объективные причины, препятствующие развитию малой энергетики. Во-первых, значительный срок окупаемости проектов (3-5 лет); во-вторых, ненадежность отечественного оборудования (дизельные станции российского производства уже через год требуют капремонта, тогда как ресурс импортных - 8-10 лет); в-третьих, отсутствие налоговых льгот. Если в скандинавских странах предприятия, вводящие локальные энергомощности, освобождаются на несколько лет от налогов на имущество и на прибыль, а само строительство на 50 процентов субсидируется государством, то большинство российских регионов пока не готово сделать такой шаг.