В сентябре 2010 года в России будет принят закон об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника. На российском рынке юридических услуг фактически появится новая профессия - медиатор.
Эта новость прозвучала на четвертой сессии Европейско-Азиатского правового конгресса. Юристы с мировыми именами обсудили на большом форуме, как защищать права трудовых мигрантов, бороться с международными преступными группировками, повышать качество юридического образования, и другие важные вопросы. Например, как разгрузить суды с помощью специальных посредников.
По статистике в Свердловской области в среднем на одного мирового судью приходится 191 дело в месяц. Можно ли при таком потоке вникнуть в суть проблемы и качественно рассмотреть дело? Судьи иногда работают на пределе своих физических возможностей. Квалифицированные посредники могли бы принять часть удара на себя, помогая спорящим сторонам договориться по-хорошему. Сама процедура участия в спорах посредника может поначалу показаться экзотической, поскольку медиация у нас пока не развита. Впрочем, в Уральском федеральном округе эксперимент по медиации уже проходил, и с прошлого года в Екатеринбурге в Центре примирительных процедур при юракадемии обучают медиаторов.
По словам специалистов, процедура медиации имеет массу преимуществ и обходится спорящим сторонам гораздо дешевле войны в суде. Однако, когда медиация начнет внедряться в массовом порядке, возникнет вопрос, где взять столько профессионалов? Участники Евроазиатского правового конгресса назвали критической ситуацию с подготовкой юристов в стране.
- Юридических вузов у нас очень много. У нас выпускается очень много так называемых юристов. Выпускаются неграмотные граждане с юридическим образованием, которые, по существу, юристами не являются, - заявил сопредседатель АЮР Павел Крашенинников. - Они идут работать затем в правоохранительные органы, эти неграмотные юристы работают милиционерами, работают прокурорами. Это большая проблема, мы считаем, что нужно ее решать.
К Уральской государственной юридической академии претензий нет, это один из самых уважаемых юридических вузов в стране наряду с МГЮА, а также юрфаками МГУ и Санкт-Петербургского государственного университета. Они - ориентиры. К сожалению, такое качество образования дают далеко не везде. Как изменить ситуацию, тоже обсуждалось на конгрессе.
В целом круг проблем, которые приходится решать юристам, не ограничен. К тому же в современном мире проблемы выходят на международный уровень, в том смысле, что у многих стран они общие. По этому и юристам из разных государств важно держать руку на пульсе и сверять часы.
В ходе конгресса экспертная группа "Современные направления развития системы гражданской юрисдикции" обсуждала проект нового закона о нотариате и новые технологии нотариальной деятельности. Также участники форума анализировали проблемы правового характера, затрудняющие интеграцию на евразийском экономическом пространстве. Для справки: Европейско-Азиатский правовой конгресс был учрежден еще в 2007 году Ассоциацией юристов России.
В четвертой сессии конгресса участвовали сопредседатели АЮР Павел Крашенинников и Вениамин Яковлев, президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова, замминистра экономического развития Игорь Манылов, ректор Московской юридической академии Александр Голиченков и другие. Кстати, многие из них оканчивали Свердловский юридический институт, благодаря которому столица Урала претендует (наравне с Санкт-Петербургом) на звание "юридической столицы РФ". Отсюда вышли множество известных юристов, а в городе регулярно проводятся масштабные мероприятия в рамках АЮР.
Виктор Перевалов, председатель Исполнительного комитета Европейско-Азиатского правового конгресса, президент Уральской государственной юридической академии:
- Конгресс представляет собой постоянно действующий форум. Основными формами работы конгресса являются пленарное заседание и работа в экспертных группах. В перерывах между сессиями работают экспертные группы, состав которых интернационален. Это представители большинства стран ЕврАзЭС, СНГ, Европейского союза.
Экспертные группы в течение года, от сессии к сессии, нарабатывают материалы, результатом которых становятся модели нормативно-правовых актов, рекомендации. В каждом государстве своя внутренняя правовая система. Но процессы интеграции неизбежны. Например, в Европе уже давно идет процесс объединения, совершенствования, взаимодействия на уровне нормативно-правового материала. На постсоветском пространстве есть модельные нормативно-правовые акты, которые близки нам. Страны дальнего зарубежья очень различны. Но право - это общечеловеческое явление. Есть определенные уровни и ниши, которые можно наполнить общим правовым содержанием. Сейчас, в условиях глобализации, в этом возникает просто необходимость.