03.06.2010 07:00
    Поделиться

    Среди российских туристов растет популярность круизного отдыха

    Через несколько недель сезон круизов достигнет своего пика. Эксперты предрекают, что в этом году этот вид отдыха будет особенно популярным. Весенние водные путешествия это уже подтвердили. Глубина продаж туров увеличилась на 50 процентов.

    Это связано с тем, что цены на свои услуги круизные компании стараются держать на прошлогоднем уровне, а кое-где и даже снизили их. В минтрансе "РГ" тоже подтвердили, что перевозки по экскурсионно-прогулочным маршрутам в последние годы развиваются достаточно динамично.

    Многие судоходные компании стали активно модернизировать свой флот для того, чтобы привлечь туристов на экскурсионно-прогулочные маршруты - появились плавучие кафе, рестораны и дискотеки. Различные частные фирмы, приобретая суда, ориентируются именно на такие перевозки.

    Круизы по праву считаются одним из самых красивых видов отдыха. Белый лайнер, покачивание волны, официант с коктейлем и вереница мелькающих по борту городов и деревень... Разве можно отдыхать лучше? Правда, многие россияне до сих пор уверены, что эта мечта неосуществима. О том, что люди знают и не знают о круизах, выяснили корреспонденты "РГ".

    Еще весной Ассоциация тур операторов России (АТОР) заявляла о том, что количество российских туристов, выбравших речные круизы, по стране в этом году может достигнуть докризисного уровня. По оценке аналитиков, в этом сезоне в круизы должно отправиться более 100 тысяч человек. Однако эти цифры несопоставимы с той огромной армией отдыхающих, ежегодно выезжающих на заграничные курорты (по данным минспорттуризма, турпоток из России в прошлом году составил 9,6 миллиона человек). Эксперты столь существенную разницу объясняют наличием целого ряда мифов о круизах. Первый, и пожалуй, самый главный из них связан с дороговизной круизных путешествий.

    Стоимость круиза сегодня сопоставима со стоимостью путевки в хорошем отеле в Турции или Египте - порядка 1000 евро. Однако, по нашим данным, четырехдневные туры с посещением Углича, Ярославля или Елабуги стоят в этом сезоне 13 - 15 тысяч рублей. Недельные круизы Москва - Санкт-Петербург с заездом на Валаам и Кижи - от 25 тысяч рублей (цена круиза зависит от категории каюты и ее расположения). Прокатиться на теплоходе до Астрахани можно за 19 тысяч рублей. С возвращением обратно тем же водным путем - 36 тысяч рублей. При этом путешественник получает массу дополнительных услуг: в стандартный турпакет, как правило, включен комфортный номер с душем, кондиционером, холодильником, трехразовое питание. Этим летом туроператоры завлекают отдыхающих дополнительным бонусом. У туристов теперь есть возможность посещать SPA-салон фактически прямо на палубе теплохода, для этого из Таиланда были выписаны массажистки. При этом, как уверяют представители бизнеса, наличие дополнительной услуги никак не влияет на стоимость тура. Для тех, кто заказывает путевки заранее, скидка порой доходит до 15 процентов. Для постоянных клиентов - 5 процентов. Кстати, по статистике, больше всего возвратных туристов именно на речных круизах. Как правило, до 50 процентов клиентов отдыхают на воде снова и снова.

    Второй миф - в круизы ездят только пенсионеры и кроме созерцания красот за бортом делать там нечего. Замруководителя одной из крупнейших столичных туркомпаний, занимающихся речными круизами, Светлана Гончарова опровергает этот миф. "Сегодня на теплоходах проходят развлекательные шоу, которые интересны не только взрослым, но и детям. Их туристы могут посещать бесплатно, также на отдельных судах есть своя библиотека. Не стоит забывать и о возможности посетить с экскурсией все основные достопримечательности, что также включено в стоимость турпакета", - отмечает эксперт.

    Любопытно, но когда в прошлом году выездной туристический рынок испытывал большие трудности (по данным минспорттуризма, турпоток из России сократился на 15 процентов по сравнению с 2008 годом, по оценкам туроператоров - на 20-25 процентов), единственные, кто практически не пострадал - круизы.

    Спрос на этот вид отдыха просел меньше всего. Между тем большую часть туристов, путешествующих водным транспортом по российским рекам, составляют вовсе не россияне. Так, в Москве и Санкт-Петербурге почти две трети туров выкупается иностранцами. Основные потребители российского круизного продукта - это немцы и финны. Число последних этим летом станет даже больше, чем в докризисном 2008 году.

    Теплоходы не догоняют

    В Новгородской области уверены, что у речного туризма большое будущее. Во всяком случае на нынешний июнь запланировано пять круизов из Петербурга, и все билеты на них уже раскуплены.

    "Волхов - прекрасная река, прямая, глубоководная. Очень жаль, что последние 20-30 лет судоходству не уделялось никакого внимания. Но сейчас мы активно занялись его возрождением вместе с Федеральным агентством морского и речного транспорта России, - говорит представитель новгородской администрации. - Есть договоренность с минтрансом о том, что в будущем в Новгороде появится филиал транспортного института, готовящий специалистов для речного судоходства".

    Впрочем, ситуация с водным туризмом не везде радужная. В Карелии сейчас кризис водных перевозчиков, конкурса на их услуги практически никакого. В прошлом году был страшный скандал по этому поводу. Фирма, являвшаяся монополистом, брала только за одну швартовку судна на острове Кижи 25 тысяч рублей. Такие цены могли позволить себе только крупные компании. Кроме того, увеличилась стоимость билетов на самый популярный остров Кижи, теперь туда и обратно это обойдется в 1200 рублей для одного человека. Если это семья, то путешествие практически неподъемное.

    В Омской области осуществить круиз по Иртышу сегодня можно лишь на одном теплоходе "Римский Корсаков". Маршрут Омск-Тара-Тобольск-Салехард открылся десять лет назад и до сих пор остается единственным. Отчаливает судно раз в неделю. Проезд в двухместной каюте обходится пассажирам в 7 тысяч рублей.

    "Спрос на такой отдых в последние годы устойчивый. Но мы не можем удовлетворить всех желающих, - говорит заместитель руководителя агентства речного туризма "Речные круизы" Новосибирской области Ольга Шохина. - Не хватает теплоходов, на которых можно было бы совершать многодневные круизы".

    В целом же речному круизному туризму мешают развиваться высокие налоги, рост цен на топливо. Представители отрасли также жалуются на отсутствие финансовой поддержки со стороны государства. А держаться круизным компаниям на плаву позволяет диверсификация бизнеса. Основные игроки рынка занимаются не только речным туризмом, присутствуя и в других сегментах туристического рынка. Некоторые фирмы владеют пансионатами. Многие наряду с деятельностью по туризму осуществляют "банкетную" загрузку судов.

    На "Комете" погулять

    Можно ли путешествовать на перекладных по отечественным рекам, если круиз не по карману? Глава Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александр Зайцев отметил, что на данный момент в России регулярных речных рейсов, которые ходят по расписанию, осталось очень мало.

    Как известно, региональные перевозки, в том числе речные, автомобильные и железнодорожные, дотируются из бюджетов субъектов. Каждый регион вправе выбирать, какой вид транспорта сделать приоритетным. Пассажирские перевозки по большинству транспортных маршрутов убыточны по ряду причин, в том числе и из-за установления администрациями субъектов тарифов ниже расчетных и неполной компенсации недополученных доходов перевозчиков, отметили в минтрансе.

    До 2005 года перевозки пассажиров по транспортным маршрутам субсидировались из федерального бюджета. Зайцев напомнил, тогда в год выделялось по 10 - 12 миллионов рублей. Немного. Лидером по поддержке речного транспорта является Ханты-Мансийск. Там из бюджета выделяется более 11 миллионов ежегодно на дотации речного транспорта. Здесь он необходим, ведь автомобильные, железные дороги там в дефиците. Осталась транспортная линия на реке Лена, можно совершить путешествие по воде из Омска в Салехард. В Волгограде жители переправляются с берега на берег на судах. Ярославская область поддерживает межрегиональные перевозки до Костромы. Из Астрахани ходят туристические суда до Нижнего Новгорода, до Самары.

    Сейчас новгородские местные власти работают над тем, чтобы пустить водные пассажирские такси. А по Санкт-Петербургу уже начали курсировать речные трамвайчики, которые должны стать одним из видов общественного транспорта наряду с маршрутками и автобусами. Как отмечают в Комитете по транспортно-транзитной политике, водные такси предназначены в первую очередь для горожан, а не для туристов. Стоимость проезда вполне приемлемая - 50 рублей. Предполагается, что речные трамвайчики будут ходить с интервалом 15 минут, до самого конца навигации. При этом город будет субсидировать перевозчиков - на эти цели в бюджете 2010 года предусмотрено 83 миллиона рублей.

    Что касается регулярных пассажирских перевозок в Карелии, то они сохранились, но с большим трудом. Пошли "Кометы" на Бараний берег - это на противоположном берегу от Петрозаводска, дачный поселок, в поселок Шалу плавает теплоход. Это социальные маршруты, и правительство республики выделило более миллиона рублей на эти цели.

    Движение по Иртышу тоже не назовешь активным. Если 15 лет назад "Кометы" и "Метеоры" возили омичей каждые полчаса, то теперь их не видно вовсе. Речные пассажирские перевозки стали нерентабельны. Вместо стремительных ракет на подводных крыльях горожан четыре раза в неделю (дважды в день) возит двухпалубный теплоход "Москва". Билет в пределах городской черты стоит 20 рублей, остальное доплачивает региональный бюджет. Он же датирует и поездки жителей области. "Без госдоплаты поездка стоила бы в десять раз дороже", - сообщила "РГ" замначальника по пассажирскому флоту Лариса Фролова. Новых судов на реке сегодня не увидишь. Практически все уже давно отслужили положенный срок. Хорошо еще, что в регионе сумели сохранить судоремонтное предприятие, где реанимируют и латают пассажирские и грузовые суда. "Приобретать новые мы не в состоянии, - признается гендиректор Иртышского пароходства Иван Яновский. - Выручить отечественный флот мог бы государственный лизинг. Однако пока это планы отдаленной перспективы".

    Поделиться