04.06.2010 06:28
    Поделиться

    Ростехнадзор предлагает ввести материальное стимулирование предприятий, модернизирующих оборудование

    Ростехнадзор предлагает ввести материальное стимулирование предприятий, модернизирующих оборудование и соблюдающих все правила промышленной безопасности. Об этом заявил замначальника управления ведомства Анатолий Глухов на вчерашней научно-практической конференции в РСПП.

    70 процентов оборудования на российских предприятиях давно устарело, некоторое выработало уже два, а то и три срока эксплуатации. Соответственно за последние пять лет вдвое, с 15 до 32 процентов, увеличилось число аварий на производстве, спровоцированных неисправностью оборудования. Основные причины распределились так: 25 процентов - из-за нарушений мер промышленной безопасности, 36 процентов - неправильная организация работы, 7 процентов - из-за незнания техники безопасности.

    "Проблема комплексная и ее надо решать путем корректировки законодательства. У Ростехнадзора есть ряд предложений, как это сделать", - сказал чиновник. По его словам, речь идет о нескольких направлениях, однако обозначил их пунктирно. Одна из проблем - фактическая безнаказанность за аварии, повлекшие травматизм, в том числе смертельный. Сейчас ни руководители предприятий, ни аудиторы практически не несут ни экономическую, ни уголовную ответственность за аварийность. Кроме того, законодательством не предусмотрено увеличение наказания за повторные нарушения, штрафы раз от раза не меняются. Да и размеры их невелики - предприятиям зачастую дешевле их заплатить, чем исправлять выявленные нарушения. Ростехнадзор намерен скорректировать эту ситуацию.

    Но при этом, считают в Ростехнадзоре, нужно предложить бизнесу и "пряники". Например, снижать налоговое бремя предприятиям при соблюдении всех правил промышленной безопасности, выдавать им льготные кредиты на обновление оборудования. Или такой механизм: если при страховании ответственности на протяжении 3-5 лет на предприятии не происходили несчастные случаи, то разрешить им использовать страховую премию на модернизацию оборудования и обеспечение промышленной безопасности. Также предполагается сократить число видов лицензий для предприятий. То есть если компания занимается несколькими видами опасной деятельности, для которой нужна лицензия, выдавать не по одной на каждый вид, как сейчас, а единственную, включающую в себя сразу все опасные работы.

    Думают в Ростехнадзоре над тем, как оптимизировать проверки. "Сейчас одно предприятие можно проверять не чаще одного раза в три года, при этом его заранее надо предупредить, что придет инспектор. В результате к началу проверки быстренько устраняются все нарушения, подключается оборудование, а когда инспектор уходит, все возвращается на свои места", - делится Анатолий Глухов.

    Как вариант Ростехнадзор рассчитывает со временем ввести дистанционное наблюдение за промышленной безопасностью на предприятиях в режиме онлайн. Организовать это можно с помощью специальной системы наблюдений, установки видеокамер, мониторинга из космоса. Также в перспективе предполагается создать атлас промышленной безопасности России, где будут отражены все потенциально опасные объекты, масштаб, характер, последствия возможных аварий.

    Впрочем, многие идеи, озвученные Анатолием Глуховым, существуют не первый день. Часть из них уже прописана в законопроектах, подготовленных министерством природных ресурсов и экологии накануне аварии на шахте "Распадской", после которой последовало решение о выводе Ростехнадзора из ведения минприроды и передаче его в прямое подчинение правительству России. Кстати, документально это решение еще не оформлено. А вот подготовленные законопроекты, видимо, остались в подвисшем состоянии.

    В частности, как стало известно "РГ", был подготовлен ряд поправок в федеральный закон о промышленной безопасности. По сути, две трети действующего закона были переписаны. Министерство выделяло три группы проблем. Первая - низкая квалификация работников, обусловленная в том числе разрушением системы среднего профтехобразования. Вторая - безответственность, отсутствие четких границ ответственности проектировщика, изготовителя, эксплуатирующей организации, органа надзора. И третья - отсутствие мотивации своевременно обновлять оборудование - главный источник опасности.

    Соответственно, планировалось радикально изменить процедуру продления сроков эксплуатации оборудования, передав эту функцию от Ростехнадзора органам по сертификации, заводам-изготовителям и проектным организациям. И выдавать разрешение на дальнейшую эксплуатацию только при условии капитального ремонта или реконструкции оборудования. Также предполагалось поменять систему страхования ответственности владельцев опасных производственных объектов, разделить на категории опасные объекты и установить адекватные суммы страхования ответственности. Причем эти суммы дифференцировать в зависимости от степени опасности объекта, а также износа оборудования. Чем более опасен объект и изношено оборудование, тем выше стоимость страховки. Материально стимулировать замену старого оборудования на новое планировалось по примеру начатой в этом году программы утилизации авто. Например, дать возможность предприятиям сдать в утиль старые подъемные краны за 300 тысяч рублей, что стало бы стимулом для покупки новых.

    Также минприроды разрабатывало поправки в уголовный и административный кодексы по ужесточению наказания за нарушения правил промышленной безопасности. Жаль, если из-за реорганизации Ростехнадзора эта без преувеличения огромная работа канет в Лету.

    Поделиться