Новым президентом Федерации фигурного катания стал олимпийский чемпион-1976

Много нервов, немало изменений в Уставе Федерации фигурного катания на коньках России и новый президент Александр Горшков - таков итог работы отчетно-выборной конференции. И начнем, конечно, с президента.

В несколько замкнутом, исключительно закрытом и консервативном мире фигурного катания его знают все. Первый вместе с Людмилой Пахомовой олимпийский чемпион-1976 в танцах на льду, пятикратный чемпион мира, завоевавший один из этих титулов сразу же после тяжелейшей операции на легких. Многолетний глава комитета Международного союза конькобежцев по танцам и вице-президент московской региональной федерации фигурного катания на коньках, прекрасно говорящий по-английски, в течение лет семнадцати успешно возглавлял еще и международное управление Олимпийского комитета России. Когда ИСУ назначает Александра главным рефери состязаний в ледовых танцах, это всегда означает одно: турнир будет избавлен от судейских махинаций и сговоров. Авторитет Александра Горшкова в мире настолько высок, а репутация так кристально чиста, что даже люди нечистоплотные играют с ним по его, абсолютно честным правилам.

Не набравший ни единого кило лишнего веса после ухода со льда, он продолжает поражать не только подтянутостью, но и безупречным вкусом. Всегда и везде безукоризненно выглаженные блейзер и светлые брюки стрелочкой, тонко подобранный галстук, до блеска вычищенные штиблеты. А еще я подсмотрел у Александра его пашетки в боковом кармашке и взял их на вооружение.

Новый президент исключительно принципиален. За долгие годы совместной работы в президиуме Федерации фигурного катания он доказал это совершенной своею твердостью. Если с чем-нибудь не согласен, то уж точно не согласен. Он скорее убедит, добьется компромисса, чем отступит.

Терпению Александра можно поражаться. После введения новых и сложнейших правил судейства я обращался и к судьям-приятелям, и к друзьям-тренерам с просьбой объяснить. Все дружелюбно кивали, тратя на меня минут по десять. Горшков взялся и за это с присущей ему серьезностью. Около четырех часов полета в далекий город ушло у него на втолковывание мне не таких уж и очевидных судейских тонкостей. И, вдолбив их в меня, пусть и любящего фигурное катание, но не профессионала, руководитель комитета ИСУ переспросил: "Все ли вам ясно?", и добавил: "Вам это очень потребуется, пригодится в общении с журналистами. Знаете, у нас в фигурном катании должны быть стопроцентные знания и полная отдача. Тут нельзя куда-то не поехать, что-то пропустить, задержаться, не услышать. У нас настолько технически сложный вид спорта, что им не может управлять пришелец". Невольно вырвавшееся: "Да уж, не футбол", - вызвало недовольство у собеседника. "Я хотел сказать, что руководитель должен быть и присутствовать в любом месте и всегда. Ни на что иное времени не будет", - поправил меня Горшков.

Вот в этом и заключается один из главных принципов президентской программы Горшкова. Быть везде и всегда. Его основная задача - сборная России, ее выступление на Играх в Сочи, завоевание нескольких, как я понимаю, двух наград высшей пробы.

Но если я нарисовал Александра Горшкова неким идеалом без недостатков, то исправлю эту оплошность. Новый президент исключительно интеллигентен. Может быть, в иных случаях, на мой взгляд, чересчур деликатен. Порой в отношениях с публикой настырной, наседающе-прямолинейной ему приходится перебарывать себя, кого-то и ставить на место, что при Сашином отношении к людям потребует от него неимоверных усилий. Дожили: интеллигентность вводится в порок, но предстоит такая срочная и тяжеленная работа, что даже достоинства способны превратиться в препятствия. А еще наш президент курит. И курил даже в спортивные годы, перенеся операцию. Я не ябеда из детского сада, но теперь, Александр, здоровья вам потребуется еще больше.

У Горшкова хороший напарник. Накануне на заседаниях исполкома и президиума долгие и долгие часы обсуждался новый и более современный Устав. Он был роздан абсолютно всем пришедшим и заинтересованным за день до конференции. В четверг мне казалось, что времени на внесение поправок ушло слишком много. Но в пятницу, уже в Новогорске, когда все 66 делегатов приняли его абсолютно единогласно, я свое мнение изменил. Многочисленные исправления пошли на пользу.

Вот что рассказал мне юрист ОКР Лев Степанов:

- Это так называемый модельный Устав. Похожий, обновленный, приняли 20 мая члены Олимпийского собрания, избравшие президентом ОКР вице-премьера Александра Жукова. По приблизительно таким же новым Уставам работают с недавних пор Федерации бокса и плавания.

Итак, генеральным директором, это новый пост в Федерации, был избран при 65 голосах "за" и одном "против" (Марина Саная, известный наш арбитр) Валентин Писеев. Предшествовали тому события драматические. Все выступавшие на конференции благодарили Писеева, возглавлявшего Федерацию больше двух десятилетий. Это при нем наши фигуристы брали весь пьедестал, завоевывая и по четыре "золота" на крупнейших турнирах, и по три на Олимпийских играх. Его международный авторитет непререкаем. Нередко переводя беседы Валентина Писеева с президентами ИСУ французом Фаваром, затем итальянцем Чинквантой, я дивился тому, как удается россиянину склонить чашу весов в нашу пользу. А об авторитете президента среди своих ходят легенды. Расскажу мою собственную, на 100 процентов правдивую. Принято у фигуристов, не только наших, откатавшихся на чемпионате, слегка расслабиться. Иногда делается это достаточно шумно, вызывает недовольство других постояльцев отеля. И мои потуги как руководителя делегации пригасить пыл ребят, ставших чемпионами, были не совсем удачны. Чтобы настроить фигуристов на нужный лад, потребовалась лишь одна фраза прознавшего обо всем (как всегда) Писеева: "Ребята, что-то вы Николаю Михайловичу вторую ночь спать не даете". В тот вечер отбой был пробит ровно в 22.30.

Видимо, были на конференции делегаты, а лишь они, или 29 членов президиума федерации, могут прямо на конференции выдвигать кандидатуры для избрания, готовые снова поддержать прежнего президента. Но тот опередил возможные предложения. Поблагодарил всех за теплые слова и едва, а как вы думаете, не расплакался, так тронут был словами и Тарасовой, и Антона Сихарулидзе, да всех... А затем попросил не выдвигать его в президенты: "Я обещал не выдвигаться. Мужское слово держу. Если сочтете, что мой опыт нужен, сделаю все, чтобы помочь моему любимому фигурному катанию. Я ему всю жизнь отдал".

Сами же выборы прошли в неожиданно быстром темпе. Снял свою кандидатуру Антон Сихарулидзе, заявив, что "не хочет таскать портфель за президентом". Нашему олимпийскому чемпиону 2002 года в парном катании, ныне руководителю Комитета Госдумы, не понравился Устав. Двукратная олимпийская чемпионка Оксана Грищук, долгие годы постоянно живущая в США, специально приехала в Москву. Выступила со своей программой развития российского фигурного катания. Выглядело это очень трогательно. Все-таки уехавшие чемпионы возвращаются, и это приятно. Другое дело, что Грищук несколько отстала от наших сегодняшних реалий. Но и в пунктах ее программы, некоторые из которых звучали калькой с английского, было такое, что все же можно использовать и в наших условиях. Но выдвигать Грищук желающих не нашлось. Оксана подзабыла русский, но американский акцент не должен заслонить главного: Грищук хочет трудиться на благо, и это надо обязательно использовать. Как и желание еще трех чемпионов мира - Оксаны Домниной, Максима Шабалина и Олега Овсянникова, избранных в новый исполком Федерации.

прямая речь

Татьяна Тарасова, заслуженный тренер СССР:

- Писеев мне не друг, и я с ним не выпиваю. Но не использовать его знания, международный авторитет было бы совершенно неверно. Он нужен для федерации, для фигурного катания. Даже те быстрые меры, принятые им после неудачи в Ванкувере, убеждают: он хочет и будет работать. Вместе с Горшковым, с которым они вот уж столько лет, это будет хороший тандем.

Писеев будет отвечать за подготовку резерва, как и прежде, привлекать финансовые средства и спонсоров.

Фото: РИА Новости