В Колонном зале Дома союзов стартовал фестиваль оркестров мира

Уже в пятый раз День России будет отмечаться в сопровождении симфонической музыки. В Москве в Колонном зале Дома союзов стартовал V фестиваль оркестров мира, собравший в этом году коллективы из стран Востока и Азии. Программу открыл Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан (под руководством Фуата Мансурова) с дирижером Гинтарасом Ринкявичюсом.

За пять лет своей короткой истории фестиваль оркестров мира уже представил Москве именитые коллективы, среди которых - Дрезденский и Израильский оркестры, Российский национальный оркестр и Национальный оркестр Франции, оркестр Французского радио, Лондонский Королевский филармонический оркестр и др. И то, что акценты нынешней афиши сместились в сторону Азии, выглядит вполне естественно. Известно, что сегодня Юго-Восточный регион планеты развивается в музыкальном плане с пугающей европейцев скоростью, ошарашивая цифрами и фактами своих достижений. Миллион пианистов в Китае, десятки азиатских оркестров, которыми руководят знаменитые дирижеры, лучшие в мире новые концертные залы. Неудивительно, что среди сегодняшних лауреатов всех музыкальных конкурсов давно уже лидируют не представители России, как бывало еще не так давно, а целые реестры имен с Юго-Востока (где многие музыканты, к слову, были выучены российскими педагогами). Показать эту новую музыкальную реальность представляется сегодня в высшей степени актуальным.

 
Видео: Сергей Куксин

Итак, в афише нынешнего фестиваля - Китайский национальный оркестр, возглавляемый с 2010 года знаменитым французом Мишелем Плассоном, Сеульский филармонический оркестр, чей маэстро Мюнг Вун Чунг выступает со всеми выдающимися мировыми коллективами - от Берлинских филармоников до Метрополитен-опера, Президентский оркестр Турции под руководством Джема Мансура - легендарный коллектив, с которым выступал еще Ференц Лист, и совсем молодой, четырехлетний по возрасту Симфонический оркестр Индии под руководством российского дирижера Александра Анисимова. Российскую сторону в Колонном зале представят Большой симфонический оркестр имени Чайковского (дирижер Александр Сладковский) и уже открывший программу фестиваля Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан.

Конечно, на пышной церемонии открытия фестиваля в Колонном зале за пультом казанского оркестра было странным увидеть не его многолетнего лидера и выдающегося дирижера Фуата Мансурова, а литовского маэстро Гинтараса Ринкявичюса. Но эта в прямом смысле болезненная ситуация решалась почти до самого выхода оркестра на сцену, когда стало ясно, что 82-летний дирижер все-таки не сможет продирижировать даже частью программы по состоянию здоровья. И национальный "хит" - "Сабантуй" Назиба Жиганова в транскрипции Фуата Мансурова прозвучал в другой интерпретации. Конечно, темпераментный дух праздника сабантуя, в музыкальном материале которого вихрь танцевальных ритмов, конного скока и лирических мелодий, мог бы у Мансурова оказаться более "аутентичным", но Ринкявичюс сделал свой акцент на "риторике" праздника, на развернутых ярких звучностях, на крупных контрастах. И оркестр сразу показал свой хороший тон, умение удерживать форте, не скатываясь в пустые громовые эффекты, спаянность инструментальных групп. Несколько пресно прозвучала в концерте Девятая симфония Шостаковича, написанная композитором в 1945 году - ерническая, жесткая, многомерная в своем подтексте и чрезвычайно сложная для деревянных духовых. Были отличные соло в оркестре, был "бредовый" по смыслу финальный бурлеск, но все-таки едкая желчь Шостаковича, разлитая в партитуре в квадратных маршах, галопных ритмах, в резком свисте пикколо, осталась в тени дирижерской интерпретации. Зато Вторая симфония Скрябина впечатлила у Ринкявичюса своим грандиозным звуковым потоком - плотным, захватывающим сверкающей игрой мотивов, гигантскими волнами динамики и россыпями соло. Козырем казанского оркестра оказалась строгая мощь и монолитный звук - качества, ценные не только на Востоке.