Минэкономразвития предлагает освободить предприятия, находящиеся в процедуре банкротства, от излишних налоговых начислений. Ведомством подготовлен соответствующий законопроект "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", который направлен на совершенствование налогообложения при реализации имущества должника, составляющего конкурсную массу, в ходе процедуры конкурсного производства.
Как пояснил Павел Ларин, старший юрист юридической компании "Налоговик", суть предлагаемых изменений проста - освободить от налогообложения суммы, полученные банкротом при реализации своего имущества в рамках конкурсного производства.
Мотивация минэкономразвития такова: реализация имущества или имущественных прав должника, составляющих конкурсную массу, служит достижению основной цели конкурсного производства - соразмерному удовлетворению требований кредиторов, в том числе и требований Российской Федерации. Как говорится в пояснительной записке к документу, в соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. При этом при реализации имущества или имущественных прав должника, составляющих конкурсную массу, отсутствует правовая природа взимания налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций.
"Документ мотивирует необходимость этого законопроекта догмой о том, что все налоги должны иметь экономическое обоснование, а ситуацию, возникающую при продаже имущества банкрота, нельзя охарактеризовать как деятельность, направленную на получение прибыли и добавленной стоимости, - говорит Андрей Приходько, руководитель департамента налогового и финансового консалтинга АКГ "Интерком-Аудит".
- Следовательно, по логике, эту деятельность нужно освободить от налогообложения".
Однако, по мнению эксперта, эта логика проявляется только в отношении налога на доходы физических лиц, так как доходы, полученные при продаже имущества банкрота, предполагается включить в перечень доходов, не подлежащих обложению этим налогом. На этом логика заканчивается, так как по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций предполагается не исключить эти доходы из перечня объектов налогообложения, а только установить в отношении данных операций нулевые ставки налогов. "Кроме того, фактически путем предполагаемых изменений в статье 170 НК РФ при применении нулевой ставки НДС по данной операции налог потребуется восстановить и уплатить в бюджет", - отметил Андрей Приходько.
Эксперты считают, что от новых инициатив могут выиграть только кредиторы, предприятиям-банкротам поправки ничего не несут.
"Казалось бы, приведение специальных норм законодательства в соответствие с общими принципами является благой целью. Но в данном случае нет прямой необходимости, поскольку на судьбу банкрота это не влияет, - считает Павел Ларин. - Зато изменения интересны кредиторам, которые будут стоять в первой очереди конкурсного производства. Дело в том, что при реализации имущества формально банкрот получает доход. Доход этот попадает под обложение налогами на добавленную стоимость и налогом на прибыль. А это 18% от сумм, полученных от реализации имущества, и 20% от прибыли соответственно. А выручки от реализации конкурсного имущества довольно часто не хватает, чтобы удовлетворить требования основных кредиторов, не говоря уже о мелких долгах и кредиторах последующих очередей".
По мнению эксперта, если законопроект будет поддержан Государственной Думой, банкрот будет освобожден от излишних налоговых начислений. Следовательно, больше денежных средств останется на остатках расчетных счетов и больше имущества будет для удовлетворения требований кредиторов. "Таким образом, бюджет будет терпеть существенные потери, а банкротство может быть примерно на 20% выгоднее для кредиторов", - отметил Павел Ларин.