Представители отечественной академической науки сформулировали свой взгляд на проблему модернизации. Вчера Институт экономики РАН представил полномасштабный труд "Стратегические ориентиры экономического развития России".
При этом, как говорится в предисловии к исследованию, главной стратегической целью страны должна быть ее модернизация. Но вопрос в том, как двигаться в этом направлении. Эти пути и попытались представить ученые. А заодно предложили откорректировать концепцию долгосрочного развития страны до 2020 года.
Концепция, поясняет первый замдиректора института Дмитрий Сорокин, писалась еще до начала мирового финансового кризиса. Но он неизбежно отодвинул реализацию всех планов на более поздний срок. У концепции, по мнению авторов, есть и другие пробелы. В ней, уточняет Сорокин, должны быть три составляющие - целеполагание, определение возможных ресурсов и механизм их приведения в действие, чтобы деньги не были потрачены зря. Слабым местом концепции, по мнению ученых, является как раз отсутствие увязки целей с ресурсами и механизмами. В сценарных условиях развития российской экономики на ближайшие три года оговариваются лишь три внутренних условия: цены естественных монополий, курс рубля и немного налоговая политика, замечает Сорокин. Любая концепция, составленная на много лет вперед, рискует остаться благим пожеланием, поддерживает коллегу один из авторов книги, академик РАН Виктор Полтерович. Долгосрочные планы обязательно должны разбиваться на пятилетки или семилетки и обновляться каждый год.
Есть две основные линии, вокруг которых идут сегодня споры в экспертном сообществе, поясняет Полтерович. Так часть экономистов считает, что главной задачей должно быть развитие институтов - выстраивание независимой судебной системы, устранение коррупции, эффективное госуправление. И лишь потом можно будет, в том числе и за госсчет, стимулировать экономику.
Представители другого направления возражают: институты необходимы, но на решение этой задачи потребуется время. И потому там, где пока создание институциональной среды тормозится, следует стимулировать экономический рост всеми доступными средствами. При этом, говорит Полтерович, существуют работы, доказывающие, что экономический рост способствует выстраиванию институтов. В книге, по его словам, представлены, кстати, обе точки зрения. Правда, сам академик признался, что ему ближе второй подход. Кроме того, поясняет Полтерович, в неразвитой институциональной среде плохо срабатывают механизмы, применяемые в развитых странах. И соответственно, надо искать такие методы, которые были бы приемлемы для нашей страны с учетом ее нынешних проблем.
Стимулировать экономический рост при несовершенной институциональной среде может система так называемого индикативного планирования, считает академик. Речь идет о составлении среднесрочных и краткосрочных планов, основанных на взаимодействии государства и бизнеса или бизнес-ассоциаций. При этом, в отличие от частно-государственного партнерства, в такие планы закладываются масштабные проекты, касающиеся нескольких отраслей, а не отдельных сегментов экономики и локальных строек. Например, для запуска проектов по глубокой переработки сырья требуется новое оборудование, которое должно быть создано машиностроителями. Значит, должны быть сформулированы задачи, стоящие на стыке отраслей. "Придумать такой проект не способно ни государство само по себе, ни - выдвинуть рынок", - объясняет Полтерович. Индикативное планирование было опробовано во многих странах, совершивших экономический рывок - послевоенной Японии, Южной Корее, Китае, элементы этой модели использовала в свое время и Финляндия, напоминает эксперт.
Впрочем, ученые воздерживаются от жестких рекомендаций и считают, что определение стратегических ориентиров должно проходить в рамках широкой дискуссии между представителями власти, разных научных школ и общества.