Многострадальным назвал законопроект "О противодействии манипулированию рынком и использованию инсайдерской информации" глава ФСФР Владимир Миловидов. Закон разрабатывается с 1997 года, но до сих пор не принят. "РБГ" обратилась с одному из разработчиков законопроекта, заместителю председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Лиане Пепеляевой с просьбой рассказать о новых поправках в законопроект.
- Лиана Витальевна, в чем же состоят сложности принятия законопроекта об инсайде? Почему он так долго не может быть принят?
- При детальном изучении законопроекта стало понятно, что потребуется существенная корректировка. Много нареканий было высказано по поводу предложенных в тексте понятий. Например, под инсайдерской информацией понималась, среди прочего, некая "иная информация, раскрытие которой может оказать существенное воздействие на цены финансовых инструментов или товаров". Критики отмечали, что инсайдером исходя из положений документа может быть признан практически любой, например, технические работники компании, которые готовили важные документы для подписания руководством.
Кроме того, первоначальный текст законопроекта фактически требовал от СМИ перепроверять поступающую информацию, устанавливать, не относится ли она к инсайдерской. Это могло бы привести к коллапсу в работе тех изданий, которые бы старались строго следовать требованиям закона.
Именно по этим причинам для доработки законопроекта ко второму чтению Комитетом по финансовому рынку была создана рабочая группа.
- Какова основная цель законопроекта?
- Основная цель законопроекта - ввести в правовое поле России понятие "инсайдерская информация", определить правовой режим ее использования.
Сегодня манипулирование и торговля инсайдерской информацией фактически причиняют существенный ущерб финансовому рынку. Но эффективно бороться с этим не получается просто потому, что формально это не правонарушение. По вопросам манипулирования ценами сегодня нормативное регулирование есть, но и в него уже требуется внести коррективы.
Собственно законопроект направлен на решение обозначенных проблем.
- Ко второму чтению были сделаны поправки, в чем их суть?
- Первоначально из текста законопроекта нельзя было однозначно понять, что же такое инсайдерская информация. Да, были указаны признаки "инсайда", были условия признания информации инсайдерской. Но использование таких формулировок, как "разумные основания", "существенное воздействие", не способствовало конкретизации норм.
В ходе обсуждения на заседаниях рабочей группы были рассмотрены разные предложения конкретизации. В конечном варианте предложено, чтобы ФСФР исчерпывающим образом определяла перечни инсайдерской информации.
Была выделена проблема ограничения круга инсайдеров, которая во многом вызвана наличием категории "вторичных инсайдеров", - лиц, которые получили каким-либо образом закрытую информацию от основных инсайдеров. Рабочей группой было предложено это понятие исключить.
Были уточнены формулировки всех составов манипулирования рынком с учетом мнения участников рынка.
Также мы предложили исключить спорные нормы о субсидиарной ответственности организаций за действия своих сотрудников, об особом порядке распространения результатов аналитических исследований и статистических данных.
- Что изменилось в отношении СМИ?
- Значительная часть работы группы была посвящена тому, чтобы СМИ могли эффективно работать после принятия закона, чтобы исключить возможность необоснованного привлечения журналистов к ответственности. Мы считаем, что приемлемые варианты были найдены. Например, ни передача информации в СМИ для распространения, ни публикация в СМИ не будут считаться неправомерным использованием инсайдерской информации. Для того чтобы привлечь к ответственности за манипулирование в виде распространения ложной информации через СМИ, госорган должен будет доказать умысел на совершение преступления.
Отдельно указано, что СМИ, через которые распространены ложные или вводящие в заблуждение сведения, редакция и главный редактор этого СМИ, а также журналист, распространивший такие сведения, не могут быть привлечены к ответственности за манипулирование рынком, если в публикации дословно воспроизведены высказывания, интервью или заявления конкретных граждан, организаций или если публикация является дословной перепечаткой из другого СМИ.
Редакции СМИ будут отвечать за манипулирование рынком только в случае, если ими была получена от этого выгода либо они отказались предоставить ФСФР информацию об источнике ложных сведений.
- По поводу введения уголовной ответственности в верхней и нижней палатах возникли разногласия. Будет ли в конечном варианте уголовная ответственность и при каких случаях она будет вступать в силу?
- Были предложены уголовные составы "Манипулирование рынком" и "Неправомерные использование или передача инсайдерской информации". Они предусматривают ответственность за нарушение ограничений, вводимых законопроектом в случаях, если был причинен крупный ущерб (более 2,5 миллиона рублей). Также предусмотрены квалифицированные составы (совершение группой лиц, причинение особо крупного ущерба и пр.). Максимальный размер лишения свободы - до семи лет.
При обсуждении проекта на различных площадках вопрос о переносе срока введения уголовной ответственности поднимался, наверное, чаще всего. С одной стороны, без установления жесткого наказания за нарушение вводимые запреты и ограничения нельзя считать достаточно обеспеченными. Но с другой стороны, регулирование новое, практика пока не накоплена, что не исключает возможных ошибок, "перегибов". Поэтому уголовную ответственность за неправомерное использование инсайда предлагаем ввести только через три года после опубликования закона.
- Как говорят чиновники, без принятия закона "Об инсайде" не может быть и речи о создании в России финансового центра. Как по вашему, будет ли с внесенными поправками принят закон во втором чтении? И когда реально он может заработать?
- По общему мнению участников рабочей группы, на данный момент законопроект представлен в существенно лучшем виде и имеет все шансы быть принятым во втором чтении в ближайшее время. Мы считаем, что это результат плотной работы рабочей группы и открытого обсуждения законопроекта на публичных мероприятиях, в том числе на парламентских слушаниях, которые в декабре прошлого года были проведены в Государственной Думе.
Что касается реальной работы будущего закона, то он в целом вступает в силу по истечении шести месяцев со дня опубликования. Это позволит всем участникам рынка подготовиться к его применению, выработать определенные алгоритмы действий. Некоторые положения, например требования по ведению и передаче списков инсайдеров, вступят в силу через год.