Сегодня общий объем российского IT-рынка составляет 2845 млрд долларов. При этом доля корпоративного аутсорсинга едва достигает 10%. Аналогичный показатель на европейском рынке составляет 50%.
Под аутсорсингом корпоративных сетей подразумевается долгосрочный контракт на передачу в управление стороннему поставщику IТ-функций компании. Сдача в аренду каналов связи и оборудования, услуги мониторинга и управления корпоративными сетями, аутсорсинг защиты корпоративных сетей, резервирование имеющейся у заказчика сетевой инфраструктуры - лишь несколько примеров сервисов этой категории. Основными операторами корпоративного IT-аутсорсинга в России выступают "Открытые технологии", "КРОК", "Борлас", IBS, "ВымпелКом", Orange Business Services, "Комкор", "HP", IBM и R-Style.
В России рост интереса предприятий к этой услуге наблюдается последние 3-4 года, однако к помощи внешних поставщиков IT сегодня прибегают только 21% российских коммерческих компаний. Правда, здесь значительным подспорьем для российских IT-аутсорсеров стал возрастающий интерес государства к этому сектору IT-отрасли. Только за прошлый год органами государственного управления были проведены 48 тендеров на традиционные виды аутсорсинга: техническую поддержку и сопровождение IТ-инфраструктуры.
По мнению руководителя департамента развития и управления продуктами фиксированной связи "ВымпелКома" Павла Захарова, за последний год все больше государственных и коммерческих компаний стремятся получать IT-сервисы в режиме "одного окна": услуги телефонной связи, доступа к Интернету и системной интеграции как комплексное решение. "В результате клиенту не приходится разбираться с многочисленными проблемами "на стыках" зон ответственности поставщиков услуг, которые отнимают уйму времени и требуют сначала поиска истинных причин происходящего, а уж затем самого решения проблемы", - говорит Захаров.
Однако директор по стратегическому маркетингу Orange Business Services в России и СНГ Барт Стаеленс констатирует, что сегодняшний интерес российских предприятий к комплексному аутсорсингу инфраструктуры скорее теоретический. Большей популярностью пользуется новый класс услуг, не ограничивающихся простым подключением офисов к каналам связи. Речь идет об управляемых услугах (Managed Services), которые представляют собой аутсорсинг отдельных сетевых элементов и последнее время активно продвигаются на отечественном рынке крупными телекоммуникационными игроками. Управляемые услуги позволяют заказчику передать оператору непрофильные активы, функции эксплуатации и управления значительной частью или всем IT-оборудованием. "Это не просто управление, а еще и оптимизация конфигурации оборудования с учетом особенностей бизнес-процессов заказчика, - подчеркивает Стаеленс. - Пример таких услуг - организация подключения VPN (виртуальная частная сеть) заказчика на базе протокола IP к Интернету с обеспечением безопасности и контроля над доступом, управление маршрутизаторами клиента или его телефонной сетью, предоставление инфраструктурного оборудования для организации видео- и аудиоконференц-связи. В результате, не делая серьезных инвестиций, компания получает современные телекоммуникационные сервисы, работающие с заданными параметрами и производительностью как на сетевом, так и на уровне приложений".
Генеральный директор "Комкора" Леонид Гуштуров подтвердил, что наиболее востребованное крупным заказчиком решение - организация корпоративных сетей передачи данных по технологии IP VPN. Объем российского рынка IP VPN вырос с 2007 по 2010 год более чем на 36 млрд рублей, и к 2015 году, по мнению экспертов, достигнет 140 млрд рублей. "В то же время спрос на услуги защиты информации остается небольшим, - говорит Гуштуров. - Хотя и в этой области потребность в профессиональных сервисах постепенно растет. Интерес, в свою очередь, проявляется к организации удаленного защищенного доступа к корпоративным сетям (SSL-VPN) и к защите компаративных web-сервисов от DdoS-атак".
По мнению аналитика компании IDC Михаила Иванова, есть несколько факторов, сдерживающих рост российского рынка IT-аутсорсинга, причем главные из них - психологического свойства. "Многие отечественные компании испытывают опасения в плане информационной безопасности в том случае, если хранение и обработка данных будут происходить за пределами офиса, - отмечает Иванов. - Кроме того, российскому руководителю кажется странной идея, что офисные сети не будут собственностью компании, а будут взяты в аренду. Но на Западе это распространено повсеместно. И здесь проявляется отставание российского бизнеса от мировых стандартов".
Аналитики оценивают отставание российского IТ-аутсорсинга в 10-15 лет, однако это вовсе не означает, что именно столько придется ждать перехода к эффективной модели бизнеса. "Отставание в технологии - это всегда возможность быстрого роста, не сдерживаемая грузом существующего опыта, - говорит директор по информационным технологиям компании "КРОК" Александр Буйдов. - Российский IT-аутсорсинг в чем-то даже опережает средний для зарубежных компаний уровень, поскольку российские поставщики с самого начала внедряли современные технологии, не будучи связанными необходимостью эволюционного развития существующих систем".