Александр Пироженко: Уровень конкуренции в регионах измерят в этом году

Минэкономразвития наконец подготовило обещанную методику оценки уровня конкуренции в регионах России.

Показатель оценки уровня самочувствия бизнеса в регионах будет складываться из двух частей: "условий конкуренции" и "эффекта конкуренции". Для оценки состояния конкурентной среды мы преимущественно ориентируемся на уже измеряемые (например, международными организациями) данные. По аналогии с показателями федерального уровня рассчитываются показатели для регионов России.

На их основе планируем сформировать два интегральных показателя - условий развития конкуренции и эффектов, результатов конкуренции в экономике страны и конкретного субъекта РФ.

Условиями развития конкуренции в первую очередь являются состояние институтов и инфраструктуры, уровень административных барьеров, качество государственного управления. А также степень государственного присутствия в экономике и уровень регулирования товарных рынков.

К эффектам конкуренции следует отнести показатели производительности и эффективности, диверсификации национальной экономики, уровень предпринимательской активности, уровень клиентоориентированности компаний и фирм, долю инновационно активных предприятий на рынках.

Методика минэкономразвития предполагает исследование конкурентного климата во всех регионах. По шкале от 1 до 7, принятой в нашей методике, где 1 - очень плохо, 7 - отлично. Уровень развития конкуренции в регионах может колебаться преимущественно от 1 до 4 баллов, что свидетельствует о том, что конкуренция на рынках товаров и услуг практически отсутствует или существенно ограничена.

Первые результаты по расчетам новой методики могут быть получены после того, как она будет "обкатана" на пилотных регионах. Сейчас идет публичное обсуждение методики с экспертами в различных форматах. Уже провели совещания с экспертами и учеными, даже обсуждаем замечания блогеров. Проект методики опубликован на сайте министерства.

Полноценное исследование среды в регионах по методике планируем провести в конце этого года. В итоге мы получим рейтинг регионов. По результатам совместно с руководством субъектов Федерации сможем оценить сильные и слабые стороны региона, какие возможности есть для улучшения ситуации.

Главная задача рейтинга - создать мотивирующие стимулы для системной работы чиновников по формированию благоприятного предпринимательского климата. Ведь конкуренция будет развиваться там, где есть все условия для открытия новых бизнесов, продажи товаров, произведенных в других регионах и странах.

Пока мы не провели первое исследование по единой методике, приходится опираться на данные проводимых в настоящее время международных и российских исследований. Большинство этих рейтингов фиксируют довольно невысокий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг в Российской Федерации.

Среди основных факторов, ограничивающих развитие конкуренции в Российской Федерации, проводимые в настоящее время исследования отмечают высокие барьеры входа на товарные рынки, которые выражаются как в необоснованных административных барьерах, так и в инфраструктурных ограничениях, наличие необоснованных государственных преференций отдельным участникам рынка, высокую степень участия государства в экономике. Как следствие - невысокий уровень предпринимательской активности населения и наличие отрицательных оценок со стороны участников рынка степени остроты конкуренции и благоприятности делового климата.

Александр Пироженко

директор Департамента развития конкуренции Министерства

экономического

развития РФ