На этой неделе депутаты Госдумы должны рассмотреть в первом чтении очередные поправки в закон о госзакупках. На сей раз речь пойдет об изменении размера максимальных сумм, при которых допускается процедура запроса котировок и заказ на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при размещении у единственного поставщика. По мнению авторов данных законодательных инициатив, установленные законом суммы отстали от жизни и явно не соответствуют объективным экономическим реалиям.
Как утверждают разработчики, сегодня основную массу государственных или муниципальных контрактов, заключаемых учреждениями, составляют контракты на выполнение работ, оказание услуг по обеспечению текущих нужд учреждений на сумму до 250 тысяч рублей. Из-за необходимости проводить торги, в случае если цена контракта превышает 100 тысяч рублей, практически все договоры приходится заключать по результатам тендера, что требует колоссальных организационных, трудовых и финансовых затрат. При этом значительная себестоимость проведения самого тендера приводит к тому, что в цене небольших контрактов затраты на организацию торгов, занимая основную долю, превышают экономию бюджетных средств от его проведения, что сводит на нет экономический эффект от тендерных процедур. Кроме того, в силу сложности оформления конкурсной документации и длительности процедуры, вполне оправданной для крупных закупок, при размещении небольших заказов потенциальные поставщики зачастую просто отказываются от участия в торгах.
Как пояснил Кирилл Кузнецов, руководитель центра эффективных закупок "Тендеры.ру", в настоящее время заказчик может закупать одноименную продукцию путем прямого заключения договора без конкурентных процедур не более чем на 100 тыс. руб. в квартал. На сумму до 500 тыс. руб. в квартал заказчик также может приобрести ее, проведя запрос котировок (выбор путем фиксированного сравнения цен).
По не вполне понятной причине пороговое значение для закупок без конкурентных процедур привязано к устанавливаемому Центральным банком РФ предельному размеру расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке (он равен сегодня 100 тыс. руб.)
В законопроекте, по словам эксперта, предложено увеличить указанный потолок для запроса котировок с 500 тыс. руб. до 750 тыс. руб., для прямых закупок - со 100 тыс. руб. до 250 тыс. руб., причем избавившись от привязки к норме, устанавливаемой Центробанком.
"Это, безусловно, позитивно, и перемены необходимы, - говорит Кирилл Кузнецов. - В том, что потолок для применения упрощенных процедур государственных и муниципальных закупок, таких как запрос котировок и безальтернативная закупка у единственного поставщика, нужно пересматривать, сходятся практически все специалисты. Но возникает вопрос - почему 750 тыс. руб., а не, скажем, 1 млн руб.? В большинстве развитых стран эти значения выше на порядки!"
По мнению эксперта, представляется правильным не пытаться угадать оптимальное значение, а обоснованно его рассчитать. Например, сопоставив экономический эффект от закупочной процедуры и стоимость ее проведения. "Допустим, проведение запроса котировок позволяет сэкономить 5%. При этом затраты на проведение составляют 10 тыс. руб. Получается, что, если сумма закупки составит менее 200 тыс. руб., расходы на процедуру будут превышать выгоды от ее проведения. Это будет экономически обоснованным порогом, ниже которого невыгодно проводить запрос котировок и следует заключать договор с единственным поставщиком. Быть может, стоит подойти к задаче системно, а не продолжать латать обнаруживаемые бреши?" - отметил Кирилл Кузнецов.
В правительстве идею увеличения максимальной цены контракта не поддерживают, считая, что это может привести к значительному увеличению объемов закупок за счет средств федерального бюджета путем проведения запроса котировок, а это означает уход от использования торгов как основного, наиболее прозрачного способа размещения заказов.
Комитет Госдумы по культуре придерживается противоположной точки зрения, считая, что поправки необходимы, и представляется оправданным отказаться от произвольной, не имеющей экономического содержания увязки максимальной суммы с установленным Центробанком России предельным размером расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке. Законопроект, по мнению комитета, позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, направленных на оплату государственных контрактов.