08.06.2010 06:08
    Поделиться

    Александр Потехин: Зарегистрированные в нашей стране патенты практически бесполезны

    Осуществить технологический прорыв и, наконец, уйти от сырьевой ориентации - одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед Россией. Однако желание модернизировать российскую экономику может так и не материализоваться, если систему защиты интеллектуальной собственности в России не привести к лучшим зарубежным образцам.

    Нужен прорыв!

    Слово "модернизация" стало ключевым в последнем обращении президента России к Федеральному Собранию. "Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям", - заявил Дмитрий Медведев.

    Амбициозные начинания российских властей можно только приветствовать, однако развитие науки и техники само по себе обеспечить экономический рост не способно, если нужным образом не защитить интеллектуальную собственность. А такой системы защиты, следует честно признать, в России сегодня просто не существует. Один убийственный пример: легендарный автомат Калашникова производят и используют во всем мире, но ни сам изобретатель, ни его Родина не получают с этого ни копейки.

    Так стоит ли тратить огромные деньги на науку, если потом ее результаты нельзя будет капитализировать?

    Самолюбие или прибыль?

    Сегодня становится все очевидней, что начинать глобальную реформу российской экономики необходимо с усовершенствования механизмов защиты интеллектуальной собственности. Зарегистрированные в нашей стране патенты, принадлежащие резидентам, зачастую практически бесполезны и могут в лучшем случае удовлетворить самолюбие изобретателя, но никак не помогут ему (и стране) заработать. Проблема в том, что в России устоялась порочная практика чрезмерной детализации признаков изобретений и полезных моделей в их формулах, использование в них неопределенных и относительных понятий и многое другое, доставшееся по наследству с советских времен, когда задача по реализации прав при патентовании не ставилась.

    Нарушителям достаточно не использовать всего лишь один признак, упомянутый в независимом пункте формулы изобретения, и это уже не будет считаться нарушением патента. Бороться с этой ситуацией можно разными путями. Для примера: знаменитый фотоаппарат "Полароид" защищен сотнями патентов и попытки его "изобрести заново" с какими-нибудь модификациями гарантированно обречены на провал.

    Однако писать сотни патентов для одного изобретения не обязательно - защитить интеллектуальную собственность можно и одним, но грамотным патентом. Нам такой метод представляется наиболее верным. В США, например, компании, основой капитала которых является интеллектуальная собственность, специализируются в основном на опережающем патентовании, сущность которого состоит в том, что патентуется не существующее, а ожидаемое открытие в виде способа или устройства. Что немаловажно, при таком методе желаемого результата можно достичь с помощью одного качественного патента.

    Не бывает плохих учителей

    Мы стремимся к открытому рынку, но при этом не должны забывать, что сами представляем интерес для других его участников. Постепенно иностранные патентообладатели добираются до России, где готовятся заявить о своих правах на целый ряд изобретений, уже широко применяемых в производстве. Резонансным в этом отношении должен стать иск против одного из автомобильных дилеров в Санкт-Петербурге. Американская компания Discount Provider of USA Inc. хочет доказать, что при изготовлении реализуемых дилером авто, а точнее автомобильных крыльев, используется принадлежащая компании полезная модель - "листовой материал" (патент РФ N36274). В случае удовлетворения иска ни ввозить, ни производить автомобили известной заграничной марки на территории России без лицензионного договора будет нельзя.

    В целом реализация прав по национальному патенту всегда выгодна государству не только дополнительным налогооблагаемым оборотом, но и косвенным эффектом, состоящим в том, что создается рынок интеллектуальной собственности, за счет которого неизбежно повышается капитализация отечественных предприятий. В конкретном случае за счет предполагаемого удорожания автомобилей конкурентных марок повышается потенциальный спрос на отечественную продукцию. Если бы такой патент принадлежал, например, АвтоВАЗу, то это было бы еще лучше, и вероятно, ему не пришлось бы долго уговаривать потенциальных зарубежных партнеров поделиться современными технологиями в обмен на их конкурентоспособное присутствие на рынке. Так может, лучше не охать по поводу заокеанского коварства, а брать для подражания лучшие западные патентные методики, тем более что на "вооружении" у них стоят патенты РФ, созданные российскими авторами?

    Навести порядок!

    Государство должно вмешаться в эту важнейшую для развития экономики сферу, чтобы обеспечить стартовавшей модернизации надежные тылы. Председатель правительства РФ Владимир Путин уже давал чиновникам задание - повысить эффективность российских патентов, однако пока результата нет.

    По мнению многих экспертов, для эффективного государственного регулирования этой отрасли необходима отдельная госструктура, которая могла бы на первом этапе реформирования сконцентрировать финансовые ресурсы, получая их не из бюджета, а за счет лицензионных платежей, т.е. средств участников рынка. Об этом, в частности, говорилось и на "круглом столе" по актуальным тенденциям патентного рынка, проведенном в конце апреля Национальным информационным центром и Санкт-Петербургской торгово-промышленной палатой.

    Если учесть, что в силу законодательства под правовую защиту попадает импортная продукция, то оказывается, можно совершить структурную реформу за счет импортеров, одновременно создав стимулы для отечественных производителей, заставить ведущие мировые компании поделиться технологиями, создать систему стимулов для научных учреждений, молодых ученых... Контуры подобной системы в целом ясны. Ее создание явится адекватным ответом России на стоящие перед ней стратегические задачи при достижении своих национальных интересов на современном этапе.

    Поделиться