Дмитрий Казанцев, старший юрист-аналитик Института экономики переходного периода
В июне вступят в силу изменения в Закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", которые могут сделать приватизационные отношения более прозрачными и открытыми. Вот самые важные изменения: первое - это возможность утверждения прогнозного плана приватизации на срок до 3 лет (сейчас план должен утверждаться ежегодно). Второе - установление рыночного механизма определения цены приватизируемого имущества на основании отчета о его оценке, составленного в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Из закона исключается понятие "нормативная цена", которая зачастую не отражала реальной стоимости приватизируемого имущества.
Третье - это отмена неоправданных ограничений для приватизации федерального имущества путем его внесения в уставный капитал ОАО. Это, в частности, позволит оперативно решать вопросы по созданию вертикально интегрированных структур, находящихся под контролем государства. Кроме того, закон устанавливает новый порядок продажи гос- или муниципального имущества посредством публичного предложения с использованием открытой формы подачи предложения о его приобретении в течение одной процедуры проведения такой продажи. Это обеспечит более прозрачную и оперативную продажу имущества. Наконец, это создание правовых условий для электронных торгов при проведении приватизации, что позволит повысить ее оперативность и снизить коррупционную составляющую.
Реализация этих предложений в совокупности должна обеспечить повышение экономической эффективности приватизации путем повышения прозрачности, снижения коррупционности и обеспечения конкурентной среды при осуществлении приватизационных процедур. Разумеется, сами по себе эти новеллы не способны исключить злоупотребления из сферы приватизации. Обращает на себя внимание и исключение: так, изменения не распространяются на отношения, возникающие при приватизации федерального имущества в соответствии с решениями правительства РФ, принимаемыми в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики. Но в целом новеллы, привнося элементы рыночных механизмов в приватизационные отношения, оставляют значительно меньше простора для злоупотребления при их реализации по сравнению с прежней редакцией закона.