Депутаты Госдумы хотят облегчить процедуру освобождения от армии и военных сборов граждан, имеющих инвалидность.
Для этого в Комитете ГД по обороне подготовили поправки в Закон "О воинской обязанности и военной службе". Речь идет о корректировке статей документа, которые регламентируют медицинское освидетельствование призывников и бывших солдат-офицеров. По существующему ныне порядку медики из военкомата, прежде чем поставить на службе человека жирный крест, должны лично убедиться в объективности его диагноза. Никакие справки о заболевании, никакие свидетельства об инвалидности военврачи в расчет не берут. Тем более когда их приносит в комиссариат не сам призывник, а кто-то из его родственников. Требование у медиков одно - хочешь получить "белый билет", иди в военкомат с полным набором официальных справок, проверься у местных эскулапов и жди решения призывной комиссии.
Определенная логика в таких строгостях, несомненно, присутствует. Корыстных и "сердобольных" докторов сегодня в России хоть пруд пруди. Поэтому добыть нужный для освобождения от армии документ с "липовым" диагнозом большого труда не составляет. Вот и вынуждены работники комиссариата вызывать хворых призывников и запасников для проверки их здоровья. Но одно дело, когда повестку присылают ходячему больному, и совсем другое - если она "поднимает на ноги" прикованного к кровати инвалида. Иногда родственники вынуждены чуть ли не на руках приносить беднягу на медкомиссию, ругая последними словами бюрократов из военкомата. А те, по большому счету, не виноваты - так поступать им предписывает закон.
- Все мы понимаем, как затрудняют и без того непростую жизнь инвалида такие походы в комиссариат. Поэтому хотим освободить его от бюрократической волокиты, - сказал корреспонденту "РГ" председатель думских оборонщиков Виктор Заварзин.
Что же предлагают депутаты? Их инициатива сводится к изменению порядка медицинского освидетельствования инвалидов в военкомате. Если заболевание человека будет подтверждено справкой, присланной в комиссариат из федерального учреждения медико-социальной экспертизы, являться на дополнительный осмотр к военврачам ему не придется. Справка станет основанием, чтобы заочно признать больного не годным к армейской службе или военным сборам.
Депутаты предвидят встречный вопрос: кто помешает выписать "липовый" документ в этом учреждении? Дать стопроцентную гарантию, что такого никогда и нигде не случится, в Госдуме, конечно, не могут. Однако резонно замечают, что именно такие структуры сегодня рекомендуют призывной комиссии, какому парню стоит предоставить отсрочку от армии, а кого надо бы определить в воинскую часть поближе к дому. То есть являются своего рода экспертно-призывными консультациями. Там, как правило, работают ответственные люди, прекрасно знающие цену своему слову и своей подписи. Тем более что и их заключение - не истина в последней инстанции. Окончательное решение в любом случае принимает призывная комиссия.
В пользу новой практики говорит еще один факт. Уже через пару лет в России начнут формировать единый банк данных на призывников, а на всех мальчишек заведут электронные паспорта. Туда хотят занести максимально полные сведения о человеке и его здоровье. Понятно, что инвалидность парня будет обязательно фигурировать в документе вместе с историей его болезни. Таким образом, хворому призывнику не придется "натурно" доказывать, что с таким диагнозом в армии делать нечего.