Вчера индексы российских бирж испытали достаточно серьезное снижение. К обеду индекс РТС упал на 2,91 процента - до уровня 1321,1 пункта. Индекс ММВБ снизился на немного меньшую величину (-2,24 процента), откатившись к значению 1303,56 пункта. Впрочем, к концу дня отечественные индексы отыграли значительную часть падения.
Что же касается начала дня, то не последнюю роль в этом сыграли заявления венгерского руководства о возможном дефолте. В пятницу пресс-секретарь венгерского премьера Виктора Орбана заявил, что разговоры о дефолте "не являются преувеличением", поскольку ситуация в экономике страны действительно серьезная.
Реакция мировой экономики на это заявление последовала незамедлительно, и лишь наступившие выходные не позволили разгуляться особо негативным настроениям на рынках. Даже сами венгерские власти, похоже, забеспокоились по поводу "действенности" своих заявлений и за выходные постарались дезавуировать их. Они обратили всеобщее внимание на то, что венгерское правительство остается приверженным курсу снижения бюджетного дефицита, и эта цель реализуема, хотя и потребует серьезного сокращения государственных расходов. Но, как говорится, "ложечки нашлись, а осадок остался".
Хотя, вполне возможно, нисходящим трендам большинства экономических индикаторов способствовали более глобальные данные о показателях мировой экономики, которые также не являются сплошь позитивными. Быстрое восстановление экономики Нового Света практически невозможно - именно к таким выводам пришли крупные институциональные инвесторы после изучения данных по безработице в США. В прошлом месяце там зафиксирован рост числа рабочих мест на 431 тысячу, и, соответственно, уровень безработицы среди экономически активного населения снизился с 9,9 до 9,7 процента. Но эксперты ожидали, что число новых рабочих мест будет не меньше 536 тысяч. Как результат - резкое, до минимальных за последние 4 месяца значений, падение индексов ведущих бирж. NASDAQ Composite, Standard & Poor s, Dow Jones обвалились на величину от 3,15 до 3,6 процента.
Что касается непосредственно России, радует то, что, по мнению большинства представителей экспертного сообщества, фондовый и валютный рынки нашей страны еще находятся в самом начальном периоде своего становления. И, с одной стороны, резко реагируя на изменения мировых показателей, с другой стороны, не так серьезно подвержены их долговременному влиянию. Однако в российской действительности существует другой ценообразующий фактор - нефть. В пятницу на торгах на Нью-Йоркской товарной бирже стоимость июльских фьючерсов на "черное золото" марки WTI упала сразу на 3,1 процента, до уровня в 71,51 доллара за баррель.
Глобальный характер финансовых инструментов американской экономики и ее ориентация не только на сырьевой сектор позволяют ей весьма неплохо диверсифицировать риски. И при падении цен на нефть инвесторы в качестве инструмента сбережения избирают доллар, что это не могло не оказать влияния на российский валютный рынок. В результате торгов на утренней индексной сессии ММВБ курс доллара поднялся сразу на 71 копейку и составил 31,7798 рубля за единицу американской валюты. Более того, даже "венгерский синдром" оказался неспособен преодолеть позитивной тенденции в укреплении евро. В результате официальный курс единой европейской валюты на сегодня составляет 37,9165 евро за 1 рубль, что выше предыдущего на 7 копеек.