Экспорт зерна в этом сезоне (он кончится 30 июня) по всем расчетам намного превысит 22 миллиона тонн. В прошлом его продали - 22,6 миллиона тонн. Россия уверенно вошла в число лидеров мирового рынка, пшеница наряду с нефтью, газом и металлом стала для нашей страны стратегическим экспортным товаром.
Сейчас правительство рассматривает вопрос о возможности поддержки продаж зерна за границу. О том, в чем экономический смысл такого использования бюджетных средств, "Российской газете" рассказал один из последовательных сторонников субсидирования экспорта, президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
Российская газета : Аркадий Леонидович, зачем поддерживать производство зерна, понятно всем. Но, боюсь, решение доплачивать за вывоз зерна за границу не встретит понимания у людей, не связанных с сельским хозяйством. Объясните, зачем?
Аркадий Злочевский : В стране накопилась критическая масса излишков пшеницы. Их негде хранить, они давят на рынок, сбивают внутренние цены до того уровня, когда производить оказывается невыгодно. И, даже если погода будет неблагоприятной, в 2010 году мы все равно соберем не меньше 90 миллионов тонн. Это приведет к дальнейшему накоплению излишков. В следующем сезоне они автоматически "вытолкнутся" за границу, с субсидиями или без них. Просто потому, что другого спроса нет. Вопрос только в том, что будет принесено в жертву - интересы производителей, то есть рабочие места, налоги, инвестиции, с одной стороны, или 10 миллиардов рублей из бюджета - с другой.
РГ : Вопрос стоит так жестко: или - или?
Злочевский : На планете ожидается прибавка запасов большинства зерновых культур. Поэтому на мировом рынке практически нет перспектив повышения цен на зерно, к сожалению. Для того, чтобы экспорт развивался, внутренние цены обязаны быть еще ниже. Иначе нет смысла торговать. Значит, они должны обвалиться. А пшеница и сейчас стоит у нас крайне дешево. Так что "обвал" больно ударит по интересам крестьян. А это никому не выгодно.
Поэтому мы выступаем за господдержку экспорта.
РГ : Вы предлагаете дать субсидии экспортерам, а не производителям зерна. Где гарантии, что деньги налогоплательщиков "сработают" на пользу экономике, а не в интересах и без того успешных предпринимателей?
Злочевский : Мы же не предлагаем тупо раздавать деньги экспортерам. Речь идет о конкурсном механизме, при котором они будут бороться между собой за право получить субсидию.
Во-первых, мы считаем, что субсидировать вывоз зерна нужно из конкретных регионов. Не стоит экспорт с Кубани субсидировать. Порты рядом - и так вывезут "со свистом". Вот из Сибири, из Пред-уралья, где самая низкая ликвидность, где скопление излишков, надо стимулировать вывоз.
Стартовая цена может быть на уровне 40 долларов за тонну вывезенного из страны зерна, от которой экспортеры будут "плясать" вниз. В одном регионе субсидия сложится на уровне 30 долларов за тонну, а в другом, возможно, - 5-6 долларов.
Еще одно предложение - экспортер не сможет получить субсидию, если не докажет, что купил зерно у крестьян выше установленной государством минимальной цены. Которая должна обеспечивать уровень безубыточности для эффективного производителя.
И предлагается такое правило: экспортер вносит стопроцентную гарантию за право конкурировать за экспортную субсидию. Этот механизм максимально безопасен. Он давно известен в мире, успешно работает во многих странах и абсолютно "заточен" на интересы крестьян.
РГ : Понятно, что в государственном интервенционном фонде накоплено больше 9 миллионов тонн зерна, его содержание обходится в миллиард рублей ежемесячно, и закупать в него пшеницу у производителей было бы, по меньшей мере, странно. Значит ли это, что зерновые госзакупки как инструмент регулирования рынка себя изжили?
Злочевский : Интервенционный механизм в том виде, в котором он был создан, конечно, себя исчерпал. Его главный минус в том, что на торгах продавать зерно выгоднее, чем на свободном рынке. Это плохо, должно быть наоборот: только когда продать никуда не можешь, тогда бежишь за помощью к государству, в интервенционный фонд.
Самый эффективный механизм госзакупки с целью регулирования рынка - минимальные гарантированные цены. Да, они всегда ниже рыночных. Но устанавливаются на таком уровне, что не позволяют рынку упасть ниже границы эффективной себестоимости. И для государства такой механизм регулирования не слишком обременителен: деньги не такие бешеные, объемы закупки сравнительно небольшие.
Но сейчас у нас есть ряд законодательных "рогаток", которые не позволяют минсельхозу начать закупки по минимальным ценам. Придется менять нормативно правовую базу. И в перспективе, я думаю, интервенции будут модернизированные именно таким образом.
РГ : Хорошо, а почему бы государству не субсидировать, например, экспорт мяса птицы и свинины? Автоматически возрастет спрос на корма, то есть зерно, и в стране останется больше добавленной стоимости?
Злочевский : Для того, чтобы осваивать мировые рынки, нужны избыток товара и опыт. У наших производителей мяса нет пока ни того, ни другого.
У нас на зерновом рынке было то же самое. Излишки пшеницы впервые появились в 1997 году. Но мы не смогли, просто не сумели продать их за границу. Это лишило производителей стимулов к расширению производства, и обернулось падением урожаев. Потом в 2001 году мы опять получили излишки и вновь не смогли выйти на мировой рынок. Весь сезон 2001-2002 годов ушел на подготовку к открытию экспортного коридора. Это не простое дело. Очень сложная технология. И - колоссальные риски. Должны быть в наличии инвесторы, которые обладают достаточной суммой денег, да плюс еще готовые взять эти риски на себя.
Только в 2002 году все сложилось, и мы сразу вывезли из страны более 17 миллионов тонн. Освободили от них рынок, и началось устойчивое развитие зернового производства.
РГ : У животноводов все будет развиваться по такому же сценарию?
Злочевский : У "мясников" совсем другая "база". Зерновой рынок никогда не развивался благодаря госполитике. Все девяностые он рос вопреки ей, а сейчас - инерционным порядком без поддержки, направленной прямо на зерно, не считая отдельных культур.
А животноводы получили конкретные стимулы для инвестирования птицеводства, свиноводства, а теперь уже и молочного животноводства. Они "стартанули" благодаря национальному проекту "Развитие АПК", а позже и гос-программе развития сельского хозяйства. Государство теперь не может допустить, чтобы рухнул рынок мяса птицы, рухнула экономика производителей, и вынуждено защищать рынок, регулировать его, устраняя всевозможные перекосы.
Пока этого было достаточно, чтобы производство мяса птицы и свинины росло год за годом. Настанет день, когда и в этой сфере потребуется государственная поддержка экспорта. Но не в этом году.
Так что пока бороться с кризисом перепроизводства на рынке зерна нужно тут же, на рынке зерна.
РГ : Утверждается, что внутренний спрос на зерно можно повысить, если наладить его глубокую переработку. Как обстоят дела на этом направлении?
Злочевский : Есть отдельные ростки. Но, опять же, нужно, чтобы государство создало стимулы для бизнеса, включило все государственные механизмы поддержки, поскольку предприятие глубокой переработки стоит очень больших денег. Средний крахмало-паточный завод или производство чипсов и хлопьев - это инвестиции в 300-350 миллионов долларов. Потребность такого производства в сырье на порядок больше, чем у прямой переработки зерна в муку или комбикорм. А возьмем витамины. Мы не производим их вообще. А это очень большой рынок. И очень перспективный. Я уж не говорю о всевозможных хлопьях. У нас их очень много потребляется. Даже трудно оценить, сколько понадобится кукурузы, чтобы удовлетворить спрос.
И опять же, нам надо создавать предприятия глубокой переработки зерна с ориентацией - в перспективе - на экспорт. По той простой причине, что сырьевая база у нас для этого есть. Надо просто осуществить инвестиции, обеспечить стимулы, и мы получим конкурентоспособную продукцию.
РГ : Ладно, допустим, решение субсидировать экспорт - самое оперативное, а потому может быть принято. Позволит ли инфраструктура - порты, дороги, элеваторы - вывезти за границу необходимый объем зерна?
Злочевский : Наши экспортные возможности растут как грибы. Всего восемь лет назад пять миллионов тонн в год - это был потолок российских инфраструктурных возможностей. В настоящий момент мы способны "перевалить" только на российских терминалах порядка 30 миллионов тонн. На ряде объектов проводится модернизация. За счет этого в течение следующего сезона наша страна прирастит инфраструктурные возможности на один-полтора миллиона тонн. При этом я не считаю потенциал портов Украины и Прибалтики. А они недозагружены.
Так что с инфраструктурой проблем не будет. И с товаром - тоже. Зерновикам нужна только благоприятная конъюнктура рынка.