В Германии открылся 9-й Международный аэрокосмический салон

На 9-й салон ILA 2010 собрались представители ведущих аэрокосмических фирм Европы и асы спортивного пилотажа.

Несмотря на мировой экономический кризис, организаторам салона удалось собрать на берлинском аэродроме Шенефельд обширную экспозицию - более трехсот летательных аппаратов. ВВС США традиционно представили бомбардировщики различных поколений, истребители, огромные транспортники, вертолеты, беспилотные аппараты. Внушительно представлена и боевая воздушная мощь Европы. Но все-таки главной сенсацией выставки стала гражданская или относительно мирная авиация. Это пассажирский гигант А-380, продолжающий будоражить сознание своими огромными размерами, и новейший транспортник А-400М - один из самых амбициозных проектов начала нынешнего века. На авиасалоне эта машина впервые на глазах публики поднялась в небо.

А-400М очень похож на российско-украинский Ан-70, премьера которого состоялась еще в конце прошлого века и который вполне мог стать одним из самых массовых самолетов мира в силу своей универсальности. Но теперь рынок средних транспортных самолетов мы будем делить с авиастроителями Западной Европы. Полеты А-400М стали едва ли не самой яркой страницей насыщенной летной программы салона. Стоит сказать, что эта машина, создание которой шло с большим трудом, уже активно продается во многие страны мира.

Берлинский салон давно стал своеобразным мостом между авиастроителями Востока и Запада. Одним из самых активных его участников на протяжении восемнадцати лет остается Россия. В немалой степени благодаря общению на этих салонах между российскими, немецкими и французскими авиастроителями родился совместный проект конвертации пассажирского самолета А-320 в грузовой вариант А-320P2F.

Пассажирские лайнеры А-320 свой век отлетали, на смену им идут самолеты нового поколения. Однако ресурс у этих удачных по конструкции машин еще велик, и сама собой напрашивается идея переделки их в самолеты для транспортных перевозок.

Когда чисто теоретически рассматривалась возможность переоборудования пассажирского А-320 в грузовой вариант, удачным образом сошлись интересы и возможности европейских корпораций Airbus, EADS и российской "Иркут". Сейчас в работу активно включилась Объединенная авиастроительная корпорация России. Создана российско-европейская компания, управляющая проектом конвертации. В Дрездене на одном из авиастроительных предприятий, принадлежащих EADS, работает группа специалистов, занимающихся перерасчетом прочностных характеристик будущего летающего грузовика и разработкой новой технической документации. Оказалось, что российские специалисты по прочности - одни из лучших в мире. Советская школа сопромата, сохранившаяся и в новой России, позволяет готовить инженеров, способных решать задачи любой сложности. Группу российских специалистов в Дрездене возглавляет один из ведущих отечественных специалистов в области авиации и ракетостроения Вячеслав Салтыков. А самым молодым инженером в группе стала двадцатипятилетняя Надежда Лебучева. Она хоть и смотрится очень юно, фору в расчетах самых сложных конструктивных элементов дает даже седовласым мэтрам.

Руководители конвертационного проекта высоко оценивают результат совместных работ. Уже в следующем году в Дрездене начнется переоборудование первого пассажирского А-320 в транспортный вариант. В 2012 году аналогичные работы начнутся в Ульяновске на "Авиастаре". Общий рынок конвертированных самолетов оценивается почти в пятьсот машин, а срок реализации проекта - в 25 лет.