В ходе состоявшейся на днях в Москве конференции по проблемам привлечения инвестиций в российскую экономику, Всемирная организация кредиторов (WOC - World organization of creditors) подготовила рейтинг государств по критической массе их внешнего долга и его погашению. Оказалось, что большинство стран - членов ЕС и еврозоны весьма близки к тому, чтобы отказаться платить по долгам, то есть к объявлению дефолта.
Причем на первом месте среди крупных "евростран" отнюдь не Греция, а Ирландия. Ее совокупная внешняя задолженность превышает ВВП. Причем золотовалютные резервы способны покрыть только один процент долга. А вот лидер среди всех стран ЕС по этим незавидным показателям - миниатюрный Люксембург. У него отношение внешнего долга к ВВП составляет 3854 процента, а за счет национальных денежных резервов покрывается лишь 0,3 процента суммы внешней задолженности.
Далее следуют Нидерланды - соответственно 470 и 1 процент, затем Великобритания (416 и 1 процент). А вот у "преддефолтной" Греции эти показатели, оказывается, куда менее рискованные: отношение ее внешнего долга к ВВП составляет 167 процентов, а его покрытие за счет денежных нацрезервов оценено в 1 процент. Близки к греческому показатели Испании, Португалии, Италии, Дании, Австрии, Финляндии и стран Восточной Европы (включая прибалтийские). Однако в отличие от Греции у всех европейских крупных должников выплаты должны начаться только со следующего года. А сами платежи сильно растянуты по срокам и не столь кабальны по размерам.
Иными словами, практически весь Евросоюз и вся Еврозона в долгах по самые уши. И объявление дефолта - это скорее вопрос времени. И, как пророчат многие аналитики, вопрос дискредитации евровалюты.
По мнению экспертов, если в Европе и США заемные деньги уже которое десятилетие тратятся в основном на поддержание респектабельного уровня жизни, то в регионе БРИК и большинстве стран Азии и Латинской Америки - на промышленное, точнее - индустриальное развитие. Которое дает отдачу в виде, например, роста промпроизводства и экспорта. И, значит, роста ВВП и доходности экономики. Потому именно у них - не в пример ЕС - валовой продукт и денежные нацрезервы, судя по данным WOC, с лихвой выдерживают долговую нагрузку.