Какие основные проблемы системы образования в Липецкой области? Как будут трудоустраиваться педагоги в тех населенных пунктах, которые будут закрываться? На вопросы корреспондента "РГ" ответил руководитель региона Олег Королев.
Российская газета: Олег Петрович, обратимся для начала к вашему личному школьному опыту. Что он вам дал? Чему научил? Вспоминаете ли свои школьные годы сегодня?
Олег Королев: Вспоминаю - это ведь не только уроки как таковые. Это участие в кружках, на соревнованиях, работа на земле. И на каникулах мы баклуши не били. Я хорошо помню, как мы выращивали овощи и фрукты на пришкольном участке, даже кроликов разводили. А какая была профподготовка! В седьмом классе освоили токарное дело - на станке сами вытачивали шахматы. Я вышел из школы, владея специальностями водителя, тракториста, слесаря и токаря. И это - обычная общеобразовательная школа! Что говорить, это основательный общественный институт, играющий величайшую воспитательную роль в становлении личности.
Ни в коем случае не хочу сказать, что школа сейчас хуже. Но она изменилась - вслед за жизнью - с ее большей, чем раньше, жесткостью, стремительностью, необходимостью все успеть. Сегодняшние школьники очень информированы, к их услугам новейшие технологии, которые нам и не снились. У школы две задачи: воспитание и образование. В мое время воспитание играло главенствующую роль. И этого я пожелаю современной школе.
РГ: Если говорить о реформировании в современной системе образования, то можно отметить ряд болевых точек, вокруг которых ведутся дискуссии - и в обществе, и во власти. В частности, речь идет об оптимизации сети образовательных учреждений. Как проходит этот путь Липецкая область?
Королев: Любая реформа поначалу сталкивается с непониманием и сопротивлением. Реформа образования исключением не стала: сколько было голосов против той же оптимизации! Возмущались родители, педагоги... Но необходимо просто понять: оптимизация - это не "экономия" средств. Это путь к повышению качества образования и воспитания подрастающего поколения. Здесь есть ключевой фактор: создание воспитующей среды. Поясню. В малокомплектной школе ученик лишен многого, и главным образом - полноценного коллектива. Ему не с кем общаться - мало ребят подходящего возраста - не с кем соревноваться: ту же футбольную команду не создашь. А ведь без этого невозможен полноценный воспитательный и образовательный процесс. Вовлечение его в среду сверстников - большое и важное государственное дело. Причем - в среду творческую.
Вы посмотрите - уже сегодня видны положительные результаты: школы получают больше средств, педагогические коллективы становятся сильнее, образовательные учреждения оснащаются необходимым оборудованием. Стоит ли горевать о временах, когда существовали школы, где на 8 учеников - 12 педагогов? Это ведь и не школа по большому счету, а этакое социальное учреждение...
Да, большая проблема - трудоустройство педагогов в тех населенных пунктах, где закрылись школы. Но ее мы решаем, даем возможность работать каждому педагогу. И трудоустроим всех, кто этого пожелает, - тут у меня никаких сомнений нет.
РГ: Еще один непростой вопрос касается недавних изменений в законодательстве о бюджетных учреждениях. Раздаются голоса, что это - путь к тотальной "коммерциализации" среднего образования...
Королев: Разговоры о том, что переход школ к статусу автономных учреждений ведет ко "всеобщему платному образованию" - из той же серии, что я упоминал выше. Обычные сомнения в начале пути. А надо не сомневаться, а делать, идти вперед. Весь мир идет по пути социализации - в том числе и в образовательной сфере. Отставать нам нельзя. Да, конечно, и на этом пути не обойтись без ошибок. Но надо представлять себе результат: то, что автономизация образовательных учреждений послужит все той же главной задаче - улучшению качества в этой сфере.
РГ: Вспоминая о своих школьных годах, вы упомянули про высокий уровень профессионального обучения. Сегодня, как известно, система профобразования в регионе - в отличие от многих - не только не разрушена, но работает слаженно и результативно. За счет чего удалось этого добиться?
Королев: Прежде всего за счет самих работников этой сферы. Мастера производственного обучения, специалисты - наш золотой фонд. Мастер - это и педагог, и наставник, и советчик, и даже философ, если иметь в виду философию труда. И мы здесь пошли по своему пути: постарались не навязать видение ситуации сверху, а прислушаться к ним - тем людям, что учат профессии. Когда мы затевали первый съезд мастеров производственного обучения - а таких съездов нигде больше не проводилось - никто и не ожидал, что будет такой весомый результат. Мы обратились к опыту и знаниям этих людей. Они сами предлагали варианты, как в нынешних условиях должна работать система профобразования. Это был настоящий творческий подход к делу. И мы учли предложения тех, кто учит профессионализму. Поэтому у нас получилось.
РГ: Вы выступили инициатором создания в Липецке памятника учителю. Что будет символизировать этот образ?
Королев: А дороже у нас ничего нет. Любым человеком движет желание учиться - вне зависимости от возраста и положения в обществе. У кого бы он не учился - у педагога "по должности", по призванию, по штатному расписанию... Так что памятник этот в чем-то главный, и располагаться он должен на самом видном месте. Напоминать о великом предназначении этой профессии, этого призвания и образа жизни.
РГ: А у кого сегодня учитесь вы?
Королев: Замечу, что так, как в свои зрелые годы, я не учился никогда. Сейчас готовлюсь к защите еще одной диссертации (Олег Королев - доктор экономических наук. - Ред.), перелопатил массу трудов по классической философии. Восполняю пробел в знаниях философии и психологии человека и общества. А еще учусь у великого учителя - Библии.
Всегда ищешь ответы на фундаментальные вопросы. Почему, например, люди могут как будто в одночасье потерять веру и дух, кинуться разрушать церкви? Или противоположный пример из той же эпохи: что дало людям силы объединиться и в послевоенные семь лет практически заново отстроить страну? В чем корни этих процессов? Осмысляя это, можно многое понять в дне сегодняшнем. А поняв - добиться результата.
РГ: Немного отклонимся от темы беседы. Буквально несколько дней назад вы вновь вступили в должность главы администрации Липецкой области. Что это для вас - продолжение привычной работы или все же новый шаг, новый вызов?
Королев: На церемонии инаугурации я сказал, что обязан войти в свой рабочий кабинет, как в первый раз в жизни. И это не красивая фраза, а необходимость. Сегодня - не устану повторять, опровергая скептиков, - Россия находится на подъеме. В руководстве страны - молодые, энергичные, умные лидеры. Полностью разделяю курс на обновление. Ну и главное - надо продолжать интенсивно учиться. Жизнь развивается стремительно, многие не поспевают за временем. Я такой роскоши позволить себе не могу. Надо работать так, чтобы опережать время.