Новости

09.06.2010 14:34
Рубрика: Экономика

Дикий рейс

Междугородние перевозчики должны легализоваться либо уйти с рынка

Минтранс разработал новый порядок пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, который должен радикально изменить существующее положение дел. Перевозчикам предложено либо легализоваться и повысить безопасность пассажиров, либо уйти с рынка.

Теперь все регулярные автобусные перевозки пассажиров будут осуществляться по расписанию. А "дикие", так называемые заказные рейсы, будут запрещены с полуночи до 6 утра, пояснил "РГ" зам министра транспорта Николай Лямов. На такие меры минтранс намерен пойти, чтобы навести порядок на заказных маршрутах, которых в России сейчас больше, чем регулярных. Те, кто собирается возить людей на заказных автобусах, должен будет уведомить по электронной почте Рос транснадзор и получить от службы добро на перевозку, также в электронном виде. Этот электронный документ будет иметь регистрационный номер, и проверить его подлинность через базу данных не составит труда. Несмотря на уведомительный порядок перевозки, уклонившись от маршрута, указанного в электронном документе, перевозчик рискует получить штраф.

Кроме того, в ближайшее время будут внесены поправки в Правила дорожного движения, которые коснутся автобусов и грузовиков, осуществляющих дальние рейсы. Владельцы обязаны оснастить их тахографами - устройствами, которые записывают все данные о движении, в том числе и ночью. Это важная поправка, поскольку многие водители "диких" маршрутов не соблюдают правила труда и отдыха. По словам зам министра, только в прошлом году из 22 происшествий с особо тяжкими последствиями свыше половины произошли из-за усталости водителей.

Кроме того, ночью срабатывают биологические часы, человеку просто хочется спать. По словам Лямова, все самые серьезные нарушения на дороге происходят в большинстве своем именно в темное время суток.

Запрет на ночные договорные рейсы вызвал резкое недовольство перевозчиков. Они автоматически лишаются выгодных "длинных" маршрутов, которые, как правило, длятся сутки и более. Теперь придется останавливаться на ночь. С одного автобуса за поездку в обе стороны доход в среднем составляет около 100 тысяч рублей. А на коротких заказных междугородних маршрутах набегает за месяц 500-600 тысяч рублей. Эксперты минтранса надеются, что новые правила заставят перевозчиков выйти из тени и легализоваться на регулярных рейсах. А здесь они обязаны будут регистрировать пассажиров и соблюдать все требования регулярных перевозок, и, как следствие, повысится безопасность перевозок и качество обслуживания.

Пока же только в Москве стихийно возникло около 20 импровизированных "вокзалов". Правоохранительные органы принимают меры к "диким" перевозчикам вплоть до конфискации транспортных средств за незаконное предпринимательство, но это крайняя мера. Лучшим методом борьбы с ними будут высокие штрафы за нарушения правил перевозок, считает Лямов. Предполагается внести поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которые позволяют штрафовать предприятия не на 30, а на 300 тысяч рублей. Это коснется и тех нарушителей, которые работают на регулярных маршрутах. Пока же ответственность в случае ДТП несет только водитель по Уголовному кодексу. Перевозчик же, который не создал нормальных условий для работы водителя, остается в тени, констатировал Лямов. Если и удается его привлечь к административной ответственности, то суммы штрафов небольшие. К сожалению, административные взыскания к предприятиям не всегда соответствуют тяжести их вины, констатировал Лямов.

В правилах по перевозке пассажиров пропишут и требования к продаже билетов. Уже сейчас купить билет на автобус можно через автоматизированные системы. Правда, они еще не объединены в единую базу, но это вопрос времени, считает замминистра. Сегодня же пассажир, покупая билет, указывает только фамилию, имя и отчество. Но скоро его обяжут предоставлять паспортные данные. А при покупке билета для ребенка - номер свидетельства о рождении. Через год планируется создать единую базу данных пассажиров, путешествующих на междугородних и международных маршрутах. Необходимо сделать единое расписание для всей России, подчеркнул Лямов. Причем цивилизованные перевозчики выступают за такую централизацию.

Если говорить о маршрутках, то они вряд ли появятся на "длинных дистанциях". Им запрещено перевозить пассажиров более чем на 50 километров. Маршрутки в основном продолжат ездить в городах. Но и здесь планируется навести порядок. Готовится проект закона "Об основах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам", поделился планами Николай Лямов. Это поможет организации транспортного обслуживания в муниципалитетах. Во многих муниципальных образованиях у перевозчиков нет уверенности в завтрашнем дне, так как допуск на маршрут не имеет долговременного характера. Договор с ним может быть расторгнут администрацией в одностороннем порядке в любое время. Поэтому перевозчики не рвутся обзаводиться своей базой, подвижным составом. Результат - высокая аварийность, плохой парк. Чтобы поправить ситуацию в муниципалитетах, планируется прописать требования к маршрутной сети, обслуживанию пассажиров, подвижному составу на федеральном уровне, порядок допуска на маршрут.

Проходит согласование проекта федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам". Он регламентирует отношения между регионами по перевозкам пассажиров. Не секрет, что субъекты не пускают на свою территорию перевозчиков из соседнего региона. Имеют место и другие серьезные проблемы в организации межсубъектных перевозок. Минтранс намерен с помощью закона отрегулировать схему согласования маршрутов между регионами и определить их структуру.

Экономика Транспорт Транспортная стратегия России
Добавьте RG.RU 
в избранные источники