Она ушла за два дня до своего 102-го дня рождения, и о ней можно сказать, что ХХ век был в балете веком Семеновой.
Она дебютировала на профессиональной сцене, еще не окончив хореографического училища, и уже в 16 была признана выдающимся явлением в искусстве. В то время когда Луначарский в газетных и журнальных статьях обсуждал право на существование балета в революционном государстве, Семенова стала самым убедительным ответом, которое было послано самим искусством. Не только ее техника - сам образ классической, вечной красоты воплотился в этой женщине с простым русским лицом и пластикой античной богини.
Об этом мало кто помнит, но не Большой театр, а именно Семенова впервые представила советский балет за рубежом: в 1930 году она была приглашена в парижскую Оперу. Спектакли не состоялись из-за забастовки рабочих, но для тех, кто прорвался на генеральную репетицию ее "Жизели", это было потрясение. Серж Лифарь, всевластный бог и царь этого театра, не привыкший делить свою славу ни с одной смертной, лично выводил балерину на поклоны.
В жизни Семеновой было много таких "парижских забастовок": в самом начале карьеры она ушла из Ленинградского театра оперы и балета из-за конфликта с дирекцией и год безработной гастролировала по стране. На пике карьеры балерины в Большом театре был репрессирован ее муж Лев Карахан. За всю свою жизнь она так и не получила ни одной большой премьеры - танцевала во втором и третьем составах. И карьеру окончила за четыре года до первого выезда Большого театра за границу, где советские балерины получили статус мировых звезд.
Поэтому за пределами России Марину Семенову знают преимущественно как педагога - она долго преподавала в Московском хореографическом училище, ГИТИСе и почти до конца дней - в Большом театре, где среди ее учеников были Плисецкая, Кондратьева, Бессмертнова, Сорокина, Семеняка, Степаненко. Но, прожив великую жизнь в искусстве и не получив планетарной популярности, для тех, кто попадал в круг ее света, Семенова осталась образцом профессионального совершенства и человеческого достоинства.