"Да, вообще не надо выходить замуж за финнов", - так моя подруга Мария, живущая в Финляндии, прокомментировала недавние скандалы, связанные с россиянками и их финскими супругами.
Следуя этой логике, можно предположить, что в этом случае ни Римма Салонен, ни Валентина Путконен, ни Инга Рантала, ни теперь Гульмира Хейккинен не лишились бы своих детей. А Наталья Кяярик спокойно бы жила в Выборге и заботилась бы о своей матери Ирине Антоновой.
Однако теория Марии не выдерживает критики перед фактами. Сотни других россиянок создали счастливые семьи в Финляндии, воспитывают там своих детей и искренне удивляются проблемам своих менее удачливых соотечественниц, раздающих интервью журналистам и нервно обивающим пороги в судах.
В чем заключается причина того, что не всем женщинам удается вписаться в финское общество? Как утверждают сами финны, помехой адаптации служит незнание местных законов или нежелание их соблюдать. Неудивительно, что при каждом упоминании имен Салонен, Путконен или Антоновой мы то и дело говорим о судах и адвокатах. Все эти женщины, как считают финские власти, нарушили законы страны.
Дела Путконен, Рантала и Хейккинен выглядят едва ли не однотипными. Эти три матери применяли в той или иной степени методы физического воздействия при воспитании своих детей. А согласно новому закону о защите детей, который вступил в Финляндии в силу два года назад, это категорически запрещено. Если бы в России на подобные мелочи никто не обратил бы внимание, то в Суоми социальные службы реагируют мгновенно: забирают малышей в приют до решения суда. Отчаявшиеся матери, словно забыв, что находятся в Финляндии, говорят, что нормально относились к своим детям и искренне не понимают, почему власти на них ополчились. Все три женщины считают, что финны ненавидят русских и хотят им навредить.
Но, как заявил корреспонденту "РГ" профессор семейного права юридического факультета Университета Хельсинки Урпо Кангас, законы едины для всех. "Я знаю массу случаев, когда суды оставляли детей у русской мамы, когда та разводилась с финном", - сказал профессор. Стоит отметить, что в финских приютах находится также большое количество детей из полностью финских семей.
Дело Салонен выглядит сложнее. Но и здесь мы имеем дело с законом. Римма без согласия бывшего супруга вывезла сына Антона в Россию. Это и стало основанием для лишения ее опекунства над ребенком. Но с другой стороны, финские дипломаты со своей стороны грубо нарушили законы, похитив мальчика из России.
При всей симпатии и сочувствии к пожилой россиянке Ирине Антоновой, которую финские власти хотят депортировать на Родину, нельзя не признать, что она также нарушает законы, нелегально находясь в Финляндии. Другой вопрос, что финские власти не хотят понять, что долгий переезд может стоить жизни 83-летней старушке. Об этом, кстати, говорят не только родные Антоновой, но и простые финны. Не исключено, что именно благодаря этому особому мнению, пожилая женщина все еще находится в Суоми.
Нельзя сбрасывать со счетов и особенности финнов. При массе положительных черт, они, как и представители других национальностей, обладают своими недостатками, с которыми не каждая россиянка готова мириться. И если государственные законы едины для всех, то черты характера и пагубные привычки у каждого финна свои.