Новости

10.06.2010 07:15
Рубрика: Культура

Под крышей дома своего

Лауреат союзной премии в области литературы и искусства Владимир Гостюхин участвовал в фестивале "Золотой Витязь"

Завершился 19-й Международный кинофорум "Золотой Витязь". Международное жюри в составе Александра Аскольдова (Россия), Геннадия Давыдько (Беларусь), Раисы Недашковской (Украина), Йована Марковича (Сербия), Маргарит Николов (Болгария) присудили Гран-при фильму режиссера Владимира Хотиненко "Поп", который снимался в Беларуси. "Золотого Витязя" удостоен фильм "Верую" Лидии Бобровой (Россия) и "Святой Георгий убивает змия" Сржана Драгоевича из Сербии. Лучшим актером признан Сергей Маковецкий ("Поп"), лучшей актрисой - Гражина Болецка-Кольская ("Афониа и пчелы") из Польши.

Разнообразной оказалась программа полнометражных документальных фильмов. Здесь первую премию получил фильм "Развод по-албански" режиссера Адела Пеева из Болгарии, вторую - картина Вадима Цаликова "Беслан. Надежда".

В конкурсе детских фильмов "Бронзовый Витязь" достался американскому фильму "Принцесса и лягушка".

Диплом и приз Парламентского собрания Союза Беларуси и России присужден белорусскому фильму "Волки" режиссера Александра Колбышева и оператору Илье Демину за фильм "Поп".

В фильме "Волки" снялись народный артист Беларуси, заслуженный артист РСФСР Владимир Гостюхин и заслуженный артист России Андрей Панин.

После премьеры фильма в Москве известный и в России, и в Беларуси актер и режиссер Владимир Гостюхин дал интервью корреспонденту "СОЮЗа".

- Где проходили съемки фильма "Волки"?

- На "Беларусьфильме" и в деревушке на севере Беларуси.

- Вы ежегодно участвуете в кинофестивале "Золотой Витязь". В этом году он расширил формат и прошел в рамках международного форума славянских народов.

- В нынешнем году "Золотой Витязь" проходил в самых лучших залах столицы, но освещение было недостаточным в СМИ, нет обсуждений хороших фильмов по ТВ. Фестиваль - это хорошая грамотная реклама картинам. Я имею в виду хорошие картины, так как серьезные картины ни прокатчиками, ни рекламщиками хорошо не рекламируются.

- С чем это, на ваш взгляд, связано?

- Производство существует отдельно, прокат отдельно. В свое время, когда были единое производство фильмов и прокат, такая реклама, как всесоюзная премьера, привлекала миллионы зрителей. После 90-х годов был сломлен отечественный прокат, и сейчас, если фильмы хорошие есть, они не рекламируются. Прокат заинтересован в прокате зарубежного кино.

- Зрители старшего поколения, которые воспитывались на хорошем советском кино, имеют иммунитет. А как вернуть в залы современную молодежь?

- Этим должно заниматься государство, чтобы прокатчики были заинтересованы в распространении отечественных фильмов.

- А серьезный вдумчивый зритель остался ?

- Думаю, такого зрителя мало. Кинозритель сильно испорчен. Сегодня многое зависит от информации. Коммерческие подделки лихо сделаны и по этому собирают зрителя, но их можно смотреть один раз. Фильм Геннадия Полоки "Око за око" был представлен на кинофестивале в Костроме, и после просмотра зрители приветствовали фильм стоя. Он необыкновенно человеческий. Я уверен, что в прокате картина не появится, поскольку скажут, что это не формат. Хотя это высокохудожественная картина в традициях русского кинематографа, мастерски сделанная режиссером.

- Почему?

- Проблема в режиссуре, драматургии, производстве. Если Сергей Говорухин снимал фильм по полтора года, то сейчас вынужден снимать за полтора месяца. За это время не успеваешь усвоить материал, его объем. Я стараюсь прорабатывать характеры даже в столь жестком режиме.

Раньше у зрителя воспитывался вкус, он разбирался, где пропагандистское кино, где художественное. Раньше было огромное разнообразие жанров, но все-таки через бюро пропаганды проходило воспитание вкуса, а сейчас зрителю просто вбивают в мозги: "иди и смотри" вот это.

- У минского "Листопада" сменился директор, что бы вы пожелали новому руководителю кинофестиваля?

- Я надеюсь, что "Листопад" будет развиваться и дальше. Я привык работать с прежним руководителем - Валентиной Степановой, она высочайшего класса профессионал, подняла этот фестиваль, вывела на международный уровень.

- Вы родились в России, живете в Беларуси. Многие считают Беларусь оазисом духовности и душевности. Насколько это соответствует действительности?

- Полностью соответствует . Там взяли лучшее, что было в советском опыте, экономике, не разрушая ничего, восстановили сельское хозяйство, экономику, и республика начала развиваться динамично.

- Два года назад вы стали лауреатом премии Союзного государства в области литературы и искусства: как премия поддержала вас?

- Я построил в Беларуси дом, где буду восстанавливать свои силы и поправлять истерзанную душу. Это двести километров от Минска, где Голубые озера, Нарочанский заповедник. Это удивительной красоты места.

- И все-таки ваше пожелание вашему зрителю и фестивалю "Золотой Витязь"?

- Желаю, чтобы зритель тянулся к духовному кино с высоким смыслом. Но сам зритель тянуться не будет. Зритель - ведомый. Его нужно к духовности приводить. Духовность - это работа. Зритель должен научиться отличать, что хорошо, а что плохо. Настоящее искусство заставляет сопереживать. В традиции нашей культуры - воспитывать человека. Поэтому я желаю, чтобы творцы и зритель нашли друг друга.

Культура Кино и ТВ