09.06.2010 23:49
    Поделиться

    В Омской области пустует более сотни благоустроенных квартир

    Почему в Прииртышье у собственников изымают квартиры

    Сегодня в селе Элита пустует более сотни благоустроенных квартир. Более десяти лет их владельцев никто не видел в глаза. Между тем молодым семьям негде жить.

    Сельские чиновники обратились за помощью в "РГ". Уже несколько лет они ломают голову над тем, как найти выход из непростой ситуации. Долги за коммунальное обслуживание брошенного жилья давно превысили весь деревенский бюджет. "Очередники" обивают пороги администрации с просьбой отдать им свободные квадратные метры. Обещают расплатиться по всем счетам и сделать капитальный ремонт помещений. Однако заселить нуждающихся в эти квартиры администрация не имеет права - по документам у них есть хозяева.

    Прощание с "Элитой"

    В былые времена омский совхоз "Элита" гремел на всю Россию. Его так и назвали, потому что именно здесь производили элитные семена для лучших сельхозпредприятий страны. Крепкий совхоз-"миллионщик" участвовал во многих экспериментальных программах. В том числе и в знаменитом проекте "Приблизить деревню к городу".

    - Тогда и появились в нашем селе первые панельные "трехэтажки", - вспоминает глава местной администрации Николай Домосканов. - Полностью благоустроенные, с удобствами, горячей и холодной водой. Предполагалось, что налаженный быт улучшит рабочие показатели доярок и скотников. Они перестанут отвлекаться на собственное хозяйство, и совхоз ждет дальнейшее процветание.

    Однако в тяжелые годы перестройки доярки переселились из элитного жилья в дома с огородами. А квартиры по дешевке тут же скупили неизвестные люди из города. С той поры в жилищном хозяйстве совхоза и началась полнейшая неразбериха.

    Поселок буквально оккупировали "черные" риелторы. Частные продавцы недвижимости действовали по стандартной схеме. Находили в Омске одиноких алкоголиков и совершали неравноценный обмен.

    - По утрам они протрезвевшие бродили по Элите и искали трамвайную остановку, - вспоминают местные старушки. - А когда понимали, куда их занесло - собирали вещи и уезжали в город. С тех пор бедолаг больше никто и не видел.

    Неприятным исключением для риелторов стала лишь некая гражданка Русакова. Пожилую женщину заманили в совхоз рассказами о чудесной природе и безбедной старости. Однако, познакомившись с соседями, бабушка поняла, что ее обманули, и отправилась в отдел по борьбе с экономическими преступлениями.

    - На следующий день мы обнаружили гражданку Русакову с удавкой на шее, - рассказал "РГ" бывший сотрудник ОБЭПа.- Ее квартиру подожгли.

    Криминальная смерть старушки наделала немало переполоха. Впрочем, уголовное дело по факту ее гибели так и осталось нераскрытым. Тогда же "черных" риелторов обвинили в мошенничестве. Несколько томов скандального уголовного дела имели неплохую судебную перспективу. Но они также затерялись в недрах следствия. Корреспонденту "РГ" так и не удалось узнать причину, по которым громкое дело было приостановлено.

    Аферисты залегли на дно, а на сельского главу Домосканова обрушилось проблемное наследство. Четырнадцать "трехэтажек" - с беззубыми балконами и заколоченными фанерой окнами. И что с ними делать - Николай Семенович даже не представляет.

    Жилищный тупик

    Более сотни квартир в Элите и более тридцати квартир в соседнем Звездино сегодня фактически являются бесхозными. Собственники зарегистрировали свое имущество в юстиции, но вряд ли даже помнят о нем. Скорее всего, лишившись квадратных метров в Омске, они пополнили армию городских беспризорников. А может, многих уже и нет в живых - ежегодно в Прииртышье хоронят несколько сотен безымянных бродяг.

    На протяжении многих лет Домосканов ходит по всем инстанциям с единственным вопросом - что делать? Обслуживание одной квартиры стоит три с половиной тысячи рублей в месяц. Сто квартир - 350 тысяч рублей. Такую роскошь село с четырехмиллионным бюджетом в год не может себе позволить. В пустых квартирах коммунальщики обрезают стояки. У соседей промерзают стены и отваливаются обои.

    - На кухню зимой мы даже не заходили, - рассказывает молодая хозяйка Светлана Васина. - А бои с крысами, заполонившими бесхозные комнаты, вообще не прекращаются ни на минуту.

    По закону, забывших о своих обязанностях собственников надо найди и в судебном порядке взыскать с них долги. А где искать бомжей?

    - Я не могу объявить их в розыск, - вздыхает прокурор Москаленского района Иван Деревянко. - Нет для этого никаких оснований. Вот если бы они преступление совершили, или алименты не заплатили…

    Между тем на очереди в "Элите" - тридцать семей с маленькими детьми. Некоторые в отчаянии уже захватывают жилье самовольно. Костя с улицы Школьной поднял разбитую "трешку" в буквальном смысле из руин. Но не успел заселиться, как квартиру отобрали. Занял незаконно. Теперь квартира вновь стоит без хозяина.

    У главы района Валерия Ермолаева, избранного месяц назад - приемный день. Практически все посетители с жилищным вопросом. Люди готовы ехать работать в село - была бы крыша над головой.

    - Я был потрясен, когда узнал о том, что в районе сотни квартир стоят без дела, - говорит Ермолаев. - У других глав беда - надо строить, да нет денег. А у нас готовый жилой фонд умудрились довести до развала.

    Свет в конце тоннеля

    После визита "РГ", выход, который сельские чиновники искали на протяжении десяти лет, профессиональные юристы нашли за несколько дней. В регионе уже были прецеденты, когда у нерадивых собственников отбирали жилье. Повод - многотысячные долги и угроза безопасности для соседей. Дело осталось за малым - найти хозяев. У правоохранительных органов нет полномочий объявлять владельцев в розыск, но тем не менее они могут принять меры по установлению места их нахождения.

    - Если владелец квартиры умер - мы унаследуем выморочное имущество, - говорит Ермолаев. - Если нет - будем добиваться полного погашения задолженности. В противном случае изымем квартиры в судебном порядке.

    Четырех без вести пропавших собственников нашли в течение нескольких дней. Среди умерших. В настоящее время их жилье официально признается "бесхозяйным". Почему это нельзя было сделать раньше - непонятно. Сотрудники правоохранительных органов объясняют, что просто считали дело бесперспективным.

    Сегодня скандальную ситуацию с пустыми квартирами в Москаленском районе взял под контроль прокурор Омской области. В настоящее время в Элите идет проверка по соблюдению жилищного законодательства. Парадокс в том, что главе Домосканову, который единственный из должностных лиц пытался решить проблему и бил во все колокола, теперь может грозить обвинение в бездействии.

    А как у соседей?

    В Алтайском крае практика выселения злостных должников по жилищно-коммунальным платежам пока не получила применения. По данным краевого управления Федеральной службы судебных приставов, в 2009 году и за пять месяцев 2010 года в регионе не было вынесено ни одного судебного решения о выселении должника за неуплату коммунальных услуг.

    - Как правило, мы описываем иное имущество - мебель, бытовую технику, средства от продажи которого идут на погашение долга по ЖКУ, - пояснили специалисты этого ведомства. - До выселения дело еще ни разу не доходило.

    Между тем поставщики неоплаченных услуг считают, что уже давно пора применять именно практику выселения, может тогда многомиллионная задолженность населения начнет сокращаться. За четыре месяца 2010 года только в службу судебных приставов было подано к взысканию более 356 миллионов рублей долгов по коммунальным платежам.

    При этом многие коллекторские агентства вообще отказываются работать с этим видом долгов, считая их бесперспективными. "В крае отсутствует четкий механизм взыскания задолженности по ЖКУ, да и ресурсоснабжающие организации и управляющие компании не могут договориться между собой, чтобы выступить единым взыскателем", - говорят коллекторы.

    Поделиться