В Екатеринбурге разработали специальные тесты, которые будут проходить госслужащие до и после курсов повышения квалификации. Сейчас новая методика проходит испытания. В скором времени систему контроля знаний начнут применять во всех субъектах Уральского федерального округа.
- С одной стороны, новая методика необходима, чтобы отслеживать профессиональный уровень сотрудников государственной гражданской и муниципальной службы, - рассказывает корреспонденту "РГ" помощник полномочного представителя президента РФ в УрФО Виктор Гузь. - С другой стороны, система поможет контролировать образовательные учреждения, в которых уральские чиновники проходят курсы повышения квалификации. Возможно, в будущем это позволит оптимизировать расходы на их обучение.
Проблемы качества профессиональной подготовки и повышения квалификации уральских госслужащих представители региональных властей и вузов обсудили на научно-практической конференции в Екатеринбурге. Как рассказал Виктор Гузь, средний возраст чиновников в регионах УрФО - около 50 лет. То есть большинство из них окончили вузы 25-30 лет назад, и уровень их профессиональной компетенции требует совершенствования. На уровне местного самоуправления проблема еще серьезнее: около шести процентов муниципальных служащих не имеют высшего образования, что противоречит всем квалификационным требованиям.
Исправить ситуацию пытаются четким следованием федеральному закону о госслужбе. Согласно этому документу, чиновнику любого ранга и уровня положено проходить курсы повышения квалификации не реже, чем раз в три года. При этом в течение года свой профессионализм должны совершенствовать не меньше 30 процентов муниципальных и региональных служащих.
Свои методы повышения эффективности системы обучения управленцев предлагают регионы. Например, в Курганской области подготовкой профессиональных чиновников занимаются три взаимозависимых органа: координационный совет по кадровой политике при региональном правительстве, центр воспроизводства и обновления кадров и межведомственная комиссия по подготовке кадров. Последняя отвечает за подбор широкопрофильных специалистов, которые могут претендовать не на одну конкретную должность, а на ряд вакансий одного уровня.
- Сейчас мы думаем о введении японской кадровой системы, где возможна как горизонтальная, так и вертикальная ротация сотрудников, - рассказывает руководитель аппарата правительства Курганской области Вадим Шумков. - Это позволит сделать работу госслужащих более эффективной.
Тем не менее, существует целый клубок проблем, которые тормозят рост уровня профессиональной компетенции уральских чиновников. Одна из них - отсутствие единых образовательных стандартов для вузов, которые занимаются повышением квалификации госслужащих. На Урале таких 14 плюс 44 филиала университетов из других регионов. Ситуацию усугубляет федеральный закон о госзакупках, согласно которому тендер на обучение чиновников выигрывает учебное заведение с самыми дешевыми образовательными программами.
- Случалось, что конкурсы выигрывали филиалы каких-то эфемерных вузов, у которых не было ни достаточной материально-технической базы, ни оптимального профессорско-педагогического состава, - развивает тему Виктор Гузь. - Разумеется, о качественном образовании в таком случае говорить не приходится.
Еще одна проблема - формальная политика кадровых служб муниципальных и региональных органов власти. Часто в одну образовательную группу включаются чиновники разного ранга и уровня профессиональной квалификации. Нередки и случаи, когда на обучающие курсы отправляют самых "ненужных" работников, при этом наиболее ценных сотрудников, без которых нельзя обойтись, фактически лишают возможности профессионального, а значит, и карьерного роста.
- У нас есть несколько предложений по реформированию системы подготовки и повышения квалификации госслужащих, - подводит итог помощник полпреда президента в УрФО. - Во-первых, необходимо создать систему непрерывного образования чиновника, начиная с базовой подготовки бакалавров и магистров и заканчивая резервом управленческих кадров. Во-вторых, уральские вузы следует привлекать к разработке образовательных стандартов и усовершенствованию нормативно-правовой базы. Кроме того, к процессу обучения необходимо подключать практикующих работников государственной гражданской и муниципальной службы.
Николай Винниченко, полпред президента РФ в УрФО:
- Казалось бы, кадровые процедуры четко прописаны: есть конкурсный отбор, формируется кадровый резерв, проводится аттестация, квалификационный экзамен. А проблемы остаются, и их немало. Например, в каждом органе государственной власти сформирован кадровый резерв. Но какова его эффективность? Назначения из кадрового резерва в среднем по России не превышают 15 процентов.
Система подготовки государственных служащих должна ориентироваться на государственный заказ, на четкое представление о целях и задачах образовательной деятельности по подготовке и повышению квалификации государственных и муниципальных служащих. А это требует стратегического видения перспектив реформирования и развития госслужбы, целостного подхода к решению этих вопросов в масштабах страны и УрФО. Для того чтобы сформулировать и на практике реализовать такой подход, мы создали Уральский окружной ресурсный центр государственной и муниципальной службы.